Музыкальные рабочие станции - Предыстория

Предыстория

Первые синтезаторы Муга 1960-х и 70-х годов были монофоническими (на них невозможно играть одновременно несколько нот) и монотембральными (они не позволяли играть несколькими тембрами одновременно). Кроме того, составленный тембр мог быть лишь схематично зарисован на бумаге, но не записан в инструменте: положение каждой ручки и переключателя влияло на полученный тембр звука, а вот механизма сохранения полученного звука не было. Таким образом, сценическое применение синтезатора было крайне осложнено или, по крайней мере, ограничено двумя-тремя тембрами. В силу отсутствия протокола MIDI тембр нельзя было сохранить и на внешнее устройство (секвенсор). В реальности на сцене синтезатор использовался просто: один синтезатор — один тембр. Два синтезатора — два тембра.

Уже в конце 70-х годов компьютеры позволяли автоматизировать многие процессы. Использовались они в таких областях, как расшифровка посланий вероятного противника или бухгалтерия крупных предприятий. Но и создатели музыкальных инструментов осознавали творческий потенциал такого мощного управляющего средства, и многие пытались сделать гибрид, позволяющий компьютеру управлять синтезатором.

Однако из множества разработок до производства был доведен инструмент, который никак не опирался на существующие синтезаторы. Это был представленный в 1978 году Synclavier — музыкальная рабочая станция на базе компьютера Apple Macintosh II. Его параметрами управлял встроенный процессор, эти параметры можно было сохранять и позже моментально вызывать. Интересно, что прототип инструмента был разработан не коммерческой фирмой, а группой Дартмутского колледжа музыки (Dartmouth College) — сказалось наличие там и инженерных, и компьютерных факультетов. Впоследствии разработчики Джон Эплтон, Сидней Алонсо и Камерон Джонс организовали фирму New English Digital (NED).

Synclavier 9600 TS



Synclavier 3200


Инструмент содержал массу кнопок на передней панели: нажав кнопку, музыкант выбирал параметр, а его значение вводилось с помощью колеса ввода данных (слева) и отображалось в виде числа на 4-символьном дисплее. Инструмент поражал воображение: в отличие от других цифровых разработок того времени, изменение параметра тут же влияло на звук — притом, что в созданных тогда компьютерных музыкальных программах между вводом данных и изменением звука могли пройти десятки минут или даже часы!

Там был также и шестнадцатидорожечный секвенсор! Инструмент мог записать последовательность нажатых клавиш и впоследствии воспроизвести их по нажатию кнопки, он позволял воспроизводить запись другим тембром, да и сам механизм образования тембра был богаче, чем на обычном муговском синтезаторе, — скажем, отдельный генератор огибающей был предусмотрен и для основного тона и для гармоник.

Это была первая в мире клавишная рабочая станция!

Цена за базовый комплект «Синклавира» была 13,5 тысяч долларов, и он стал самой авторитетной разработкой того времени, так как по функциональным возможностям ему просто не было равных.

Постепенно инструмент эволюционировал в мощную интегрированную систему для синтеза и записи музыки. Достаточно сказать, что тогда, в конце семидесятых годов, Synclavier мог записывать аудио на большие магнито-оптические диски с частотой дискретизации 100 кГц! Его покупали сотни влиятельнейших артистов и студий звукозаписи, хотя цена полной системы могла превышать 200 тысяч долларов.

Синтез звука осуществлялся двумя системами генераторов: на основе частотной модуляции (FM) и на основе воспроизведения семплов. Тон-генераторы объединялись специальной управляющей программой. Дополнительно можно было приобрести модуль прямой записи на жесткий диск (Direct-to-Disk hard disk recording system), который также управлялся этой интерфейсной программой.

Процессор был разработан в NED специально для музыкального производства. Это позволило преодолеть недостатки тогдашних процессоров, проявлявшиеся при работе с большим потоком аудиоданных.

Несмотря на низкую, особенно по сегодняшним меркам, тактовую частоту, процессор с легкостью выполнял возложенные на него задачи, что привело к неожиданному успеху — этот процессор стал закупаться НАСА и использоваться в навигационном оборудовании космической техники; поэтому он попал под ограничение, не позволяющее продавать «Синклавир» в страны соцлагеря. (Процессоры Motorola 68000 и его модификации использовались в системах наведения крылатых ракет, и по этой причине был запрещен экспорт компьютеров Apple Macintosh в страны восточного блока — прим. ред.)

Клавиатура Synclavier


Больше всего «Синклавир» стал известен благодаря глубокому звуку, гибкости в создании звука, а также производительности и скорости.

Его использовали самые знаменитые музыканты того времени: Genesis, Duran Duran, Херби Хенкок, продюсер Тревор Хорн (в числе прочего использовавший Synclavier на записях Frankie Goes To Hollywood, Yes и Грейс Джонс), Майкл Джексон, записавший на нем альбом «Thriller» в 1982 году, Пэт Метени, продюсер Дэниэл Миллер (для многих записей Depeche Mode), Стинг, Фрэнк Заппа и многие другие.

Фактически, «Синклавир» не только предвосхитил, но и воплотил многое из того, что теперь составляет понятие клавишной рабочей станции. Компания NED давно разорилась, и сегодня развитие этого класса инструментов продолжают нынешние лидеры рынка электронных музыкальных инструментов. В основном оно идет по пути удешевления различных модулей, так что рабочая станция становится доступной не только компаниям с солидным оборотом.

Уже в 90-х годах технологии настолько эволюционировали, что множество функций стало возможным реализовать недорогими средствами.
Сегодня

Клавишные рабочие станции — это гибрид, содержащий в одном корпусе клавиатуру, звуковой генератор, процессор эффектов, секвенсор вместе с устройством хранения данных.

Реальность нового века диктует новые правила: раньше в качестве устройства хранения данных использовался дисковод, теперь же применяется жесткий диск или флеш-накопитель, обычно есть и USB-порт для передачи данных на компьютер. Этот же порт может играть роль и USB/MIDI-интерфейса.

Часто рабочие станции включают в себя блок автоаккомпанемента, а иногда и такие интерактивные средства, как ритм-генератор и арпеджиатор. Как ни странно, сочетание аккомпанемента с арпеджиатором встречается редко. Иными словами, рабочие станции с автоаккомпанементом (еще их называют интерактивные рабочие станции, arranger workstation или entertainer workstation) рассматриваются ведущими производителями (Roland, KORG, YAMAHA) как отдельный класс инструментов, и, хотя там заявлено использование технологий от флагманских рабочих станций, все же функциональные возможности, как правило, урезаны.

Так, возможности рабочих станций с автоаккомпанементом Roland E-80, YAMAHA Tyros или Korg PA-1X ограничены по сравнению с рабочими станциями тех же производителей Fantom X, Motif или Triton.

И действительно, потенциальный пользователь «интерактивной» рабочей станции более нацелен на воссоздание существовавших стилей, ему, как правило, нет нужды в поиске новых созвучий, его работа — создать песню «по фирме», то есть в соответствии с имеющимся образцом. Пользователь элитного «верхнего» класса рабочих станций ориентируется, напротив, на создание совершенно нового музыкального материала.

Встроенный звуковой модуль рабочих станций может содержать несколько тонгенераторов на разных принципах работы, например на основе воспроизведения волновых форм из памяти ROM, семплер, тонгенератор, моделирующий аналоговый синтез, FM-синтез и т. д. В качестве примера устройства «все в одном» можно привести рабочую станцию Alesis Fusion — там объединены и воспроизведение записанных инструментов, и аналоговый синтезатор, и FM-синтезатор. Интерактивная рабочая станция Roland E-80, помимо воспроизведения семплов из ROM, содержит встроенный модуль, воссоздающий звучание электромеханических органов «Хаммонд». YAMAHA в базовом комплекте своей рабочей станции Motif предлагает всего один механизм генерации звука — воспроизведение семплов из ROM, но с помощью специальных карт ее можно расширить, включив и аналоговый синтезатор, и FM-синтезатор, и тонгенератор на основе моделирования духовых.

Таким образом, рабочая станция дает все необходимое для создания аранжировки за меньшую цену, чем стоимость подобных устройств в отдельности. Так как все составляющие устройства внутри подключены уже друг к другу, то удается избежать трудоемких MIDI- и аудиосоединений, а также необходимости разбираться в нескольких разных операционных системах.

Многие полагают, что рынок рабочих станций давно исчерпал себя. Центральным управляющим звеном в большинстве случаев становится компьютер, и все чаще на сцене приходится видеть ноутбук, а уж в студии стационарный компьютер есть всегда. Поэтому рынку рабочих станций уже 10 лет назад предрекали бесславную смерть. Однако, несмотря на все прогнозы «экспертов», «специалистов» и отдельных рейтинговых и вполне уважаемых музыкантов, в абсолютном выражении продажи клавишных рабочих станций только растут.

Они показывают более стабильную работу в сравнении даже с «эталоном стабильности» в мире персональных компьютеров — Apple Macintosh. Кроме того, работать ручками, фейдерами и кнопками гораздо привычнее и удобнее, чем мышью, независимо от того, какая решается задача — записи или создания тембра. Да и звучание играет не последнюю роль: многие предпочитают звук аппаратных семплеров, «железных» аналоговых синтезаторов или FM-раритеты звучанию программных аналогов.

Впрочем, дискуссия о звуке VST и «железа» ведется давно и безрезультатно, видно только, что год от года VST-инструменты становятся все лучше и лучше. По видимому, основными аргументами в пользу рабочих станций остаются стабильность, удобство, и… нацеленность на музыку — в отличие от компьютера, у музыканта нет соблазна поиграть в игрушку или полазить по интернету, имея перед собой включенный клавишный инструмент.

Илья Сандалов. Архив журнала «Звукорежиссер».