Номинанты премии ShowTex Awards 2007

В этом году в звукорежиссерских номинациях участвуют шесть человек: трое в номинации «Концертный звукорежиссер» (Дмитрий Сухин, Дмитрий Кротов и Михаил Долганов) и трое в номинации «Звукорежиссер записи музыки» (Андрей Старков, Игорь Павленко и Владимир Овчинников).

Вашему вниманию предлагаются краткие творческие биографии номинантов и авторские описания номинированных работ.

Дмитрий Сухин

В профессии с 1981 года. Начало — ансамбль «Арсенал», далее — «Квадро», «Цветы» Стаса Намина (дважды), группа Юрия Антонова (дважды), Владимир Кузьмин и его «Динамик», «Веселые Ребята» Павла Слободкина, сольные проекты Алексея Глызина и Александра Буйнова, группы «Квартал», «Машина Времени», «Рондо» и Николай Носков (дважды).

Крупные проекты: фестивали «Джаз в Саду Эрмитаж» (в течение 5 лет), «Усадьба Джаз в Архангельском», проекты компании «Богема Мюзик», концерты «Машина Времени — 30 лет», «Машина Времени 33», «50 лет на двоих — Машина Времени и Воскресенье», празднование 190-летия Бородинского сражения, фестиваль «Мамакабо»…



Зарубежные исполнители: Smokie, Chick Corea & Gary Burton, Michael Brecker, Chuck Berry, Cezaria Evora, Tango Show, Tania Maria, John Scofield, Jan Garbarek…

Номинирован на премию ShowTex за концерт Николая Носкова «По пояс в небе», ГКД, март 2006.

Успех живого концерта, помимо всего прочего, зависит от качества настройки акустической системы зала. Крайне неприятное свойство больших залов — неравномерность покрытия, или неравномерность озвучивания. Кроме того, в больших залах, изначально спроектированных не для музыки, коим является ГКД, правильное размещение акустических систем затруднено. Возможный выход из положения — применение линейных массивов. При очередной реконструкции зала было принято не совсем понятное мне решение воспользоваться традиционными системами, хотя линейные массивы в то время уже были в производственной программе фирмы Meyer Sound, аппаратурой которой и оборудован зал. Результатом этого решения и последующей неточной настройки оборудования явилась большая неравномерность покрытия и плохое качество звука в целом, не соответствующее статусу зала.

Для сложной роково-оркестровой аранжировки произведений Николая Носкова такое положение неприемлемо, поэтому было решено дополнить местную систему привезенной и совместить их виртуально по фронту. Выбор прокатной компании прост — Live Sound, как наиболее сильной в Москве, способной обеспечить практически любые коммутационные возможности и имеющей грамотный технический персонал, что очень важно.

Партер и амфитеатр были весьма равномерно и с хорошим давлением озвучены привезенным комплектом L’Acoustics ARCS, а местная система работала на балконы. Важным моментом было фазирование обеих систем и виртуальное «задвигание» их при помощи задержек в плоскость расположения оркестра и барабанов. Благодаря этому удалось точно совместить звуковые образы, что необходимо в тихих местах программы, когда артист исполнял романсы под симфонический оркестр. Это было полезно и в других случаях, что позволило избежать двоения коротких звуков, в частности, барабанов. Следует заметить, что таким приемом почти везде и всегда пренебрегают, и зал ГКД не исключение — притом, что стационарное оборудование позволяет это делать там без особого труда.

На концерте пришлось задействовать три FOH-пульта, один из которых, предназначавшийся для микширования оркестра, располагался на сцене за относительно звуконепроницаемым задником. За этим цифровым пультом YAMAHA DM5 работал звукорежиссер прокатной компании Live Sound Борис Семкин. Инструменты оркестра отдавались на центральный аналоговый FOH-пульт Yamaha PM 4000 по инструментальным группам. Солирующие инструменты оркестра (гобой, валторна, флейта) шли на центральный пульт напрямую. Третий по счету и второй в зале пульт Soundcraft MH4 использовался в основном для гостей, и за ним постоянно работала студентка Академии им. Гнесиных Евгения Дидык.

Мониторный пульт — местный Allen&Heath ML4000, но поскольку его возможности ограничивались 48 каналами, а всего в шоу было задействовано около 100 каналов микса, то барабаны, оркестр полностью, перкуссия и бэк-вокалы отдавались на мониторы группами.

Кроме этого был задействован еще один пульт на запись. Запись производилась на 72 канала.

Дмитрий Кротов

Родился в Москве в 1975 году. Образование — незаконченное высшее (Педагогический университет им. Крупской, факультет психологии). С 15 лет, записываясь в составе группы на студии «Акустика», заинтересовался звукозаписью и стал помощником звукорежиссера (Павел Чумаков) на этой студии. Затем в 1995 году вместе с Чумаковым начал работать на концертах в составе группы «Лига Блюза», с 1997 года пришел работать техником сцены и иногда мониторным режиссером в группу «Неприкасаемые». Затем получил приглашение занять в «Неприкасаемых» пост звукорежиссера. Параллельно, с 1999-го — продюсерский центр Александра Толмацкого, певица Яна, группа «Мэд Дог», чуть позже получил приглашение в группу «Наив». В 2000 году был приглаен работать с Николаем Носковым. Через три года был приглашен в коллектив Александра Маршала, в котором работает по сей день.



Работал с такими артистами и группами, как Игорь Саруханов, Евгений Осин, Пелагея, «Фабрика», почти со всеми сольными проектами Николая Арутюнова.

Номинирован на премию ShowTex за сольный концерт Александра Маршала, МХАТ, 25 мая 2006 года.

Программа, которую мы представляли на концерте, обкатывалась нами больше года, также прозвучали и совершенно новые песни, которые были введены в программу недавно, а также музыкальные вставки, которые были написаны специально для этой даты и приглашенных музыкантов (Сергей Мазаев, Захар Салливан — барабанщик «Морального Кодекса», который у нас играл на перкуссии, и замечательный слепой гитарист Вячеслав Ханов). Поэтому звучание многих песен мне было понятным, а новых — приходилось придумывать почти на ходу, на репетициях, а также когда музыканты играли их на предшествующих концертах. Иногда эффект, найденный абсолютно случайно на репетиции, менял совершенно всю песню и я понимал, что именно так она и должна звучать. Я не очень люблю театральные залы, когда речь идет о рок-концерте. Дело в том, что та замечательная акустика, которой восторгаются администраторы залов и которая замечательно работает по своему профилю (симфонические оркестры, спектакли и т.д.), дает отрицательный эффект при громкой и пульсирующей музыке: голос становится неразборчивым, про бас-гитару можно совсем забыть, громкости гитар хватает и со сцены и они становятся совершенно неконтролируемыми, появляются стоячие волны в нижней части спектра, и их не уберешь никакими эквалайзерами и расстановкой порталов, которые, как правило, в театральных залах вообще имеют крайне ограниченные условия для передвижения, и пр. Единственный выход из такой ситуации — делать все по возможности тише, чтобы отражения зала помогали звучанию, балансируя порталы и сцену. Но А. Маршал, как и я, всегда придерживался концепции мощного и комфортного звучания,чего в вышеописанном случае достичь будет просто нереально. Поэтому с плохими предчувствиями я позвонил Андрею Иванову, который до нас работал в этом зале с «Моральным Кодексом» и за этот концерт, кстати, получил в 2006 году премию Showtex Awards. Андрей меня успокоил, сказав, что зал очень хороший и там можно сделать и громко и хорошо, полностью контролируя ситуацию.

Зная специфику подобных мероприятий, я начал подготовку к концерту за два месяца до события, взяв на себя общее техническое руководство, связывая свет, спецэффекты, компьютерную графику, звук, сцену, выстраивая программу концерта, пытаясь сделать так, чтобы на саунд-чеке и самом концерте было все просто и понятно. Здесь надо сказать, что исполнительный продюсер сделал практически все, чтобы усложнить нам жизнь. Хочу особо отметить неоценимую помощь художника по свету Александра Васильева, с которым мы и нарисовали весь проект и без помощи которого, особенно в ночь перед концертом, могло ничего бы не состояться.

Руководствуясь рекомендациями Андрея Иванова, я обратился к Юрию Фишкину с предложением поставить звук на этом концерте. Все вопросы были решены, но, пока мы были в туре по Дальнему Востоку, продюсер с Фишкиным и не связался и тот отдал этот день другим. Пришлось звать на помощь друзей, и за три дня до концерта я заручился поддержкой Михаила Боголепова из T-Audio, который и поставил нам аппарат. Он выделил нам 20 кВт линейного массива компании Electro-Voice. Я люблю старые серии этой компании, но с новыми, тем более линейным массивом, я никогда не работал. 40-канальный пульт Yamaha вместил все наши инструменты и обработки. Мы использовали классические Yamaha SPX 90 и SPX 990, Lexicon, TC Electronic.

Разные песни я хотел делать в разном пространстве, использовать спецэффекты вроде флэнжера в бас-гитарных пассажах, иногда очень короткие гейты в барабанах. Поэтому нужно было такое количество приборов. Голос солиста проходил через специально перепаянный процессор Focusrite, который за два дня до концерта сгорел и его пришлось срочно реанимировать. Еще один микрофон для Саши, включенный в тот же Focusrite, стоял на 2,5-метровом пандусе сзади музыкантов на фоне экрана. Очень интересно было наблюдать, когда музыканты переглядывались между собой, не понимая, откуда же поет Саша. Мониторный звук на 9 линий раздавался с мониторного пульта также компании Yamaha. Мониторы — Dynacord серии Waves. Ну и дальше классическая техника: два комбика Marshall 900-й и 800-й серий, два Fender для гитары Славы Ханова, басовый Ampeg SVT4 Pro и два кабинета 8×10. Барабаны DW. Перкуссию Захар Салливан привез прямо из Нью-Йорка, за ней он летал специально из-за этого концерта. Саксофон и флейта Сергея Мазаева снимались микрофоном Neumann KSM 105, который он принес с собой.

Саунд-чек начался в 10 утра. Около 6 утра мы с А. Васильевым уехали с монтажа оборудования, решая проблемы, созданные исполнительным продюсером. Утешает только то, что в ночь мы приехали не зря и смогли внести изменения в расположение сценических конструкций, поставленных компанией JSA, а также Васильев с Андреем Лепехой, главным специалистом компании SPFX, придумали на месте пару новых эффектов. Когда коммутация и установка комбиков были закончены, я собрался приступать к настройке аппарата, но пришлось прерваться на два часа из-за того, что, как вдруг выяснилось, пульт стоит не на том месте, хотя мы согласовывали местоположение, что эти места проданы и его надо срочно переносить в другое место вместе с коммутацией.

С этого момента все пошло лавиной. И аппарат пришлось настраивать минут за 10, на отстройку мониторов пришлось не больше 30 минут, благо зал был действительно хороший, а аппарат — достойный. Уже давно приехали музыканты и расхаживали по сцене. Я-то хотел, чтобы у каждого было минут по 30-40, чтобы сделать все тонко, послушать это все в разных местах зала, на балконе… но, все как обычно.

Из-за рабочих сцены, которые испортили материал, специально закупленный компанией SPFX, пришлось отменить один эффект, ради которого было потрачено много времени и денег. И так далее, и тому подобное. В результате, когда в зал стали заходить зрители, я судорожно смотрел на пульт и понимал, что в целом у меня картина не получается и я не очень понимаю, как ее поправить. Но я взял себя в руки, пошел за кулисы, поговорил с музыкантами, понял, какие у них проблемы на сцене. Вместе с мониторным режиссером компании T-Audio мы устранили эти проблемы, пожелали друг другу «ни пуха ни пера» и заняли свои места. В зале уже звучала композиция из шумовых эффектов, написанная мной для этого концерта. Публика уже начала посвистывать и топать немного ногами. Мы переглянулись и начали концерт.

Надо сказать, что, несмотря на большой опыт и у нас и у музыкантов, все равно все сильно волновались. И музыканты вначале играли не совсем так, как хотелось, и у меня были крайне досадные «детские» промахи, за которые я себя потом корил весь концерт. Но потом все собрались, настроились на одну волну и… Сложно рассказывать о своих действиях, тем более что, работая на концерте, особое внимание уделяешь исправлению ошибок, пытаясь сделать еще лучше. Поэтому кажется, что на концерте были только проблемы. Просто хочу сказать, что из зала за два с половиной часа почти никто не ушел и музыкантов не отпускали со сцены. А когда мне передали слова одного известного музыканта о том, что он подумал, будто звучит «фанера», я окончательно успокоился. Такая фраза от музыкантов — высшая похвала для концертного звукорежиссера.

Хочу искренне поблагодарить все компании, которые сделали настоящее шоу из этого концерта и которые по-человечески к нам отнеслись, несмотря на организационные и финансовые проблемы. Великолепная компьютерная графика компании BSS, эффекты — SPFX, сцена — JSA, свет — Sky Light, звук — T-Audio, запись концерта — Gigant Records, съемка и видеомонтаж — ZTV. Хочется поблагодарить всех поименно, но это я сделал на нашем DVD. Кстати, сведение записи концерта — тоже мое, простите мне такую нескромность.
Михаил Долганов

Номинирован на премию ShowTex за концерт Владимира Кузьмина «Песня моей жизни», ГКД, март 2006 года. Материалы о себе оргкомитету, жюри и редакции не представил.

Андрей Старков



Родился в 1968 году. Учился в Институте радиоэлектроники и автоматики, в студии работает с 1987 года. Помимо этого, работал клавишником и выпускающим продюсером в группе «Лицей». В 2000 году создал свою студию, которая стала называться «Студия на Таганке». Запись и сведение альбомов: «Андрей Макаревич и Креольское Танго» (последние три альбома), Виктор Зинчук (последние три альбома), Евгений Маргулис (два сольных альбома), группа «Воскресенье» (2004 г.), альбомы С. Галанина, В. Самойлова. С Пелагеей работает с 1998 года.

Номинирован на премию ShowTex за альбом Пелагеи «Девичьи песни».

Путь для моего поколения достаточно традиционный: музыкальная школа по классу фортепиано, спорт и увлечение рок-музыкой. Как и положено, аппаратура, большей частью, собиралась «на коленках». Это заставило меня, кроме упражнений на инструменте, взять в руки паяльник, который и привел меня в МИРЭА. Начало перестройки дало шанс таким, как я, стать профессиональным музыкантом. Таким образом я оказался в «Москонцерте», и началась моя профессиональная творческая жизнь. Работа в популярных и неизвестных коллективах, бесконечные гастроли, опыт студийной работы в качестве аранжировщика. В 1990 году вышел первый виниловый диск с моим участием, что придало уверенности в себе и вызвало чувство неудовлетворенности от крайне ограниченного студийного времени, и, соответственно, полного отсутствия любого творческого эксперимента. В середине 90-х с появлением доступных многодорожечных цифровых носителей создал свою домашнюю студию. Но и там ограниченные возможности записи акустических инструментов заставили замахнуться на нечто большее, что и привело к открытию в 2000-м году «Студии на Таганке», тогда еще полностью цифровой, но все-таки с гораздо большим потенциалом.



Альбом Пелагеи начинался с поиска звучания в несколько этапов записи и в разное время. Когда что-то стало «вырисовываться», приступили к созданию самого альбома. Задача стояла интересная. Необходимо было при наличии яркого фольклорного вокала, живых барабанов и перкуссии исключить полностью традиционное звучание. Из-за огромного динамического диапазона Пелагеи нельзя было использовать явную компрессию. Гитара, соответственно, должна была быть более «альтернативной». Естественно, экспериментировать начинали в момент формирования сигнала и его съема. Представляете, сколько пришлось мне сломать собственных стереотипов?! Но в целом задача была решена. На мой взгляд, получился достаточно концептуальный и уж точно индивидуальный альбом. На сегодняшний день это актуально.

Игорь Павленко



Родился в городе Урюпинске Волгоградской области в 1963 году.

Окончил Балашовское музыкальное училище по классу фагота в 1984 году с красным дипломом.

С 1982 по 1985 год работал в саратовской филармонии. В 1986 году создал первый музыкальный кооператив «Мелодия». В 1989 году переехал в Москву и совместно с Сергеем Челобановым создал коллектив H-Band, который в 1990 году вошел в состав театра Аллы Пугачевой и являлся регулярным участником «Рождественских встреч» (1990…1993).

В 1995 году совместно с Александром Павленко записал альбом Ларисы Долиной «В долине страстей». С 1998 года работал над аранжировками второго альбома Юлии Началовой «Герой не моего романа» на студии Олега Некрасова. С 2000 года стал директором студии Олега Некрасова; с 2000 по 2004 год работал с такими исполнителями, как Валерий Леонтьев, Мурат Насыров, Лариса Долина, Юлиан.

С 2002 года на студии начинается работа с группой «Непара», в процессе которой Игорь Павленко выступает композитором, аранжировщиком и саунд-продюсером. В 2003 году дебютный альбом группы «Другая семья» получает статус золотого, а в 2005 — платинового. Весной 2006 года был выпущен второй альбом «Все сначала». Авторству Игоря Павленко принадлежат такие хиты группы, как «Другая семья», «Бог тебя выдумал», «Подарю тебе полмира». В настоящий момент Игорь Павленко, помимо работы над новым, третьим по счету, альбомом группы «Непара», работает с начинающими, но перспективными молодыми исполнителями в жанрах RnB, Hip-Hop, поп-рок.

Номинирован на премию ShowTex за альбом группы «Непара» «Все сначала»

Концепция группы «Непара» в некоторой мере является уникальной, поскольку на нашей эстраде невозможно найти аналогичных исполнителей. Периодически появляются дуэты известных исполнителей, однако их сотрудничество редко выходит за рамки одного-двух произведений. В данном же случае группа рассматривается именно как постоянный дуэт.

Первый альбом был создан за один год. Работа над вторым альбомом «Все сначала» продолжалась практически три года, поскольку весьма непросто было найти или создать музыкальный материал, подходящий под уже сложившуюся концепцию и стилистику звучания группы. Основным моментом, требующим особого подхода в процессе записи, является абсолютная противоположность характеров исполнителей и, как следствие, манера исполнения.

Например, Александр Шоуа — харизматичный, темпераментный, с мощными яркими вокальными данными. Виктория Талышинская — утонченная, лиричная, с академическим вокалом. Гитарист коллектива — Сергей Шай Шанглеров — скорее аккомпаниатор, чем соло-гитарист, со специфической собственной техникой игры. Бас-гитарист Владимир Мандрыкин — представитель старой школы. Барабанщик Сергей Недзельский — молодой талантливый музыкант с большим потенциалом. Клавишник Дмитрий Шатилин — классический пианист с консерваторским образованием.

Помимо постоянного коллектива, для записи партий в некоторых произведениях приглашаются сессионные музыканты, например скрипачи, виолончелисты, перкуссионисты.

С одной стороны, работа с абсолютно разными музыкантами имеет немало сложностей, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества. В процессе работы над каждым произведением мы не следуем какому-то штампу, а путем исканий и импровизаций, от классики до рока, можем найти необходимое состояние как отдельной партии, так и произведения в целом. Практически каждое произведение на этапе студийной работы имеет несколько версий, различных по стилю. Нередко в процессе работы благодаря творческим исканиям концепция произведения изменяется в диаметрально противоположных направлениях. Например, такое произошло с последним произведением «Плачь и смотри», когда окончательная версия целиком и полностью отличалась от первоначальной демозаписи.

Наиболее сложным произведением в процессе работы над альбомом «Все сначала» была песня «Бог тебя выдумал», с которой, собственно, и началась работа над этим альбомом. Главной сложностью было вокальное исполнение этого произведения.

А самым относительно простым и любимым произведением с этого альбома является, на мой взгляд, «Подарю тебе полмира». Неповторимая и завораживающая атмосфера этого произведения являлась мощным стимулом на всем этапе записи.

Владимир Овчинников



Родился 22 апреля 1962 года под Москвой. Закончил Ленинградский иститут киноинженеров. С 1987 года работает на киностудии «Мосфильм». С 1992 года, после открытия новой тонстудии, долгое время работал ассистентом с приезжавшими в то время звукорежиссерами из разных стран мира. Так, над альбомом группы «Мумий тролль» «Шамора» работал ассистентом инженера из Англии Криса Бенди. Большoй период времени работал ассистентом в оркестровой студии у звукорежиссеров из Японии, которые выполняли работу для японской мультипликационной студии «TOI», а также некоторые работы для художественных фильмов и компьютерных игр фирмы Sony. Ассистировал инженерам из Франции, Германии, Америки, Бельгии в основном для киномузыки. Большое влияние в начале карьеры оказала совместная работа с немецким звукорежиссером Brigitte Angerhausen над первым альбомом группы «Маша и Медведи». Затем с ней же был первый альбом Найка Борзова, где самостоятельно завершал сведение пяти песен. С этого момента началась самостоятельная работа в качестве звукорежиссера. Далее последовали работы с группами «Танцы Минус», «Земфира», «Звери», «Чичерина», «Найк Борзов», «Братья Гримм».

Номинирован на премию ShowTex за альбом группы «Город 312» «Вне зоны доступа»

Для работы над альбомом группы «Город 312» выпускающей компанией была выбрана студия 2 киноконцерна «Мосфильм», что во многом определило весь технологический процесс записи. Известно, что эта студия была построена в начале 90-х и имела самое современное на тот момент аналоговое оборудование. Это пульт SSL 4040G и магнитофон Studer A-820, широкий выбор микрофонов и главное — акустический проект знаменитого Тома Хидли! Так что основным фактором, определяющим звучание альбома, было широкое применение аналоговой техники. Запись барабанов и бас-гитары производилась на ленту, а затем перегонялась в Pro Tools для дальнейших обработок и наложений. Для оцифровки использовались популярные конвертеры Apogee AD8000. При микшировании альбома я также старался использовать в основном старые ревербераторы и компрессоры из своей коллекции и те, что сохранились на «Мосфильме». Это листовой ревербератор EMT, пружинный Masterroom, а также первый в мире цифровой EMT251 и приборы начала 1980-х — AMS rmx16 и 1580.