Интерактивные рабочие станции Roland

Серия E

Новая серия интерактивных рабочих станций Roland включает три инструмента: E-80, E-60 и E-50. Последние две модели функционально почти идентичны, но E-50 содержит 61-нотную клавиатуру, а E-60 — 76-нотную и, в отличие от E-50, оборудована встроенным инфракрасным контроллером D Beam. Верхняя модель E-80 содержит большую волновую память под звуки, дополнительный тонгенератор, моделирующий орган Хаммонд, голосовой процессор с автотюном и генерацией подголосков и мастеринговый процессор, добавляющий плотность общему миксу.

На всех синтезаторах серии E был запечатлен и воссоздан обширный выбор звуков, включая звучание рояля и гитары. Библиотека звуков также содержит новые электрические и двенадцатиструнные гитары, рояль, где многослойные семплы запечатлели звучание каждой из 88 нот, а также тембры, меняющиеся в зависимости от силы давления на клавишу. Новые наборы барабанов (такие, как Rock, Pop или Folk) имеют реалистичное звучание, причем в них запечатлены удары различной артикуляции, такие как дробь (ролл) по тарелке. Это придает неповторимый шарм живой игры, которая естественно вплетается в исполнение.
Станция Roland E-50


E-80 содержит более 350, а E-50/60 — 130 стилей, созданных международной командой музыкантов и программистов. Все стили исключительно живо слушаются, они профессионально сведены и мастерингованы. В E-80 все инструменты, включая каждый барабан из набора, имеют собственные настройки эквалайзера. Три процессора мультиэффектов могут обработать любые партии стиля или сонга.
Станция Roland E-60


Новый звуковой потенциал позволяет оживить и придать дыхание стандартным MIDI-файлам, которые будут воспроизводиться не только корректно, но и очень живо. Более того, специальные средства Song Makeup Tools с интуитивно понятным графическим интерфейсом дают возможность легко изменить звучание пьесы в нужную сторону.

Благодаря встроенной системе из четырех динамиков с раздельным усилением, фазоинвертором и цифровым басовым энхансером станции серии E обеспечивают мощное звучание. E-80 также дает возможность изменить характер звучания путем моделирования звучания различных громкоговорителей. Это может использоваться как при мастеринге, так и в качестве исполнительского эффекта в аранжировке.

E-80 способна гармонизовать пение, генерируя подголоски (микрофон подключается прямо в инструмент). Встроенный гармонайзер содержит более 80 различных установок, что позволит выбрать стиль бэк-вокала независимо от стиля аккомпанемента. Также доступны дополнительные эффекты и возможности, включая обработку голоса Voice-FX, подстройку высоты вокала Auto Pitch, режимы Singer и Talk, Vocoder, два режима гармонизации Small (малая группа бэк-вокалистов) и Ensemble (большая группа бэк-вокалистов).

Гитарный режим включается специальной кнопкой. В этом режиме прямо с клавиатуры могут быть сыграны разные виды гитарных партий, что можно использовать как во время «живого» исполнения, так и для записи в MIDI. Гитарный режим будет удобен при создании своего стиля в композиторе стилей User Style Composer или для записи своей пьесы в секвенсоре.
Станция Roland E-80

E-80 содержит множество кнопок, переключателей, ручек и ползунков на передней панели для прямого управления большинством общих операций. Цветной сенсорный дисплей упрощает управление даже теми функциями, специальных кнопок для управления которыми нет на панели.

E-80 содержит два слота расширения SRX, что позволяет расширить возможности станции. Карты расширения серии SRX и SR-G01 предлагают широкий выбор звуков высокого качества, созданных в лучших студиях мира.

Все станции серии E дают возможность импортировать и просматривать во время воспроизведения тексты или изображения. Тексты в формате . txt или файлы изображений . bmp импортируются с компьютера и далее отображаются в виде слайд-шоу или в виде текстовой подсказки.

Для более детальной работы со звуком E-80 содержит два отдельных мастеринговых процессора (параметрический эквалайзер и многополосный компрессор) отдельно для аккомпанемента и для солирующих партий.

Порт USB позволяет управлять с компьютера файлами на синтезаторе (файлы стилей, пьес, пользовательских программ, текстов, изображений). Пользователь может копировать, удалять, организовывать их, а также выполнять другие операции. Возможна работа с компьютерами платформы как PC, так и Mac.
Серия Fantom X

Серию рабочих станций Roland Fantom X составляют три модели — 61-клавишная Fantom X6, 76-клавишная Fantom X7 и 88-клавишная с молоточковой клавиатурой Fantom X8. Функционально инструменты идентичны. Отличия состоят только в размере клавиатуры, различных габаритах и весе. Впрочем, есть еще и рэковый модуль Fantom XR, который содержит тот же тонгенератор, но не имеет секвенсора и аудиорекордера.

Roland Fantom X8

Рабочие станции Fantom X получили название Giga-Workstation, так как в полностью расширенном состоянии они предоставляют в распоряжение музыканта 1ГБ волновой памяти при полифонии 128 голосов. Новые волны секции тонгенератора включают, в частности, стерефонические семплы рояля, где на каждую ноту приходится четыре разложенных по динамике стереосемпла. В рабочие станции серии Fantom X можно вставить четыре карты расширения серии SRX, а семплер может быть расширен до объема памяти 544 МБ (RAM). Кроме этого, станции Fantom X оснащены цветным ЖК-дисплеем.

Помимо записи MIDI-треков, станция дает возможность записывать восемь стереофонических аудиотреков, каждый из которых, наряду с MIDI-дорожками, можно обрабатывать встроенным процессором эффектов.

Серия рабочих станций Fantom X основана на процессоре нового поколения, разработанном инженерами Roland Corp. Это наиболее мощный чип, созданный за всю историю Roland. Он не только позволяет играть четырехслойные патчи с полифонией 128 голосов, но также способен работать с волновой памятью объемом до 1ГБ — именно такую память имеет полностью расширенный Fantom X.

Более того, постоянная память ROM рабочих станций Fantom X, содержащая новые формы волны, удвоена. Полученное качество звука удовлетворит даже самого взыскательного и пресыщенного музыканта.

Оперативная память RAM может быть расширена до 544 МБ с помощью стандартного модуля DIMM. Такая большая оперативная память позволяет работать с огромным потоком аудиоданных в режиме как семплера, так и цифрового рекордера. Это означает, что можно использовать семплы для воспроизведения с клавиатуры либо записывать в секвенсор целые партии аудио. Семплы могут быть изменены по темпу путем привязки к темпу секвенсора, а также отредактированы с помощью мощных встроенных средств, таких как Wave Edit или Chop. Пользователи имеют возможность загружать или, наоборот, сохранять семплы в формате WAV или AIFF на картах памяти PC Card емкостью до 1ГБ (собственно карт памяти PCMCIA на рынке нет, но с помощью недорогого переходника можно использовать любые карты памяти, широко распространенные в области цифровой фототехники, такие как SD или Compact Flash).

Когда инженеры Roland разрабатывали серию рабочих станций Fantom X, стояла задача максимально использовать потенциал нового чипа. Именно поэтому все семплы в 128-мегабайтной памяти ROM были созданы заново. При работе над ними основной упор был сделан на качество. Это слышно на примере звуков новой струнной секции, выразительных и мощно звучащих барабанов, богатых гитар с нейлоновыми струнами и т. д. Но особенно компания-производитель гордится звучанием 88-нотного акустического фортепиано, которое использует индивидуальные стереофонические мультисемплы для каждой клавиши и для каждой стадии громкости. В одном патче используется более 700 семплов! Многие инструменты были записаны в студиях мирового класса с использованием лучших ламповых микрофонов, предусилителей и конвертеров высокого класса и сведены одним из самых уважаемых звукоинженеров и продюсеров — Дэном Блессингером.

Функция непрерывного семплирования Skip Back Sampling, впервые введенная в предыдущей рабочей станции Fantom S, быстро стала популярной среди музыкантов благодаря способности моментально восстановить и превратить в семпл только что сыгранную фразу. Благодаря этой функции не будет потеряно ни одной идеи, спонтанно вырвавшейся из под пальцев: семплер непрерывно записывает каждую ноту, сыгранную на клавиатуре, динамических кнопках Dynamic Pad Bank или на другом инструменте, подключенном к аудиовходу Fantom X.

16 кнопок банка динамических падов Dynamic Pad Bank чувствительны как к скорости нажатия, так и к послекасанию; их обновленная конструкция обеспечивает комфортное ощущение нажатия. А удвоенная полифония инструмента позволяет более естественно программировать партию барабанов и переключать семплы.

Запись MIDI-дорожки, переключение семплов с помощью кнопок Dynamic Pad Bank и запись аудио происходит в одной среде, имеющей удобный и понятный интерфейс. Это позволяет легко решать такие задачи, как создание комбинированной партии барабанов, состоящей как из индивидуальных звуков барабанов, так и из аудиопетель, синхронизированных по темпу с секвенсором с помощью технологии растяжения аудио. После этого можно добавить MIDI-партии клавишных инструментов и закончить композицию, записав аудиосигнал гитары и вокала. Секвенсор с высоким разрешением может сохранить до 400 тыс. нот; причем поддерживается импорт и экспорт файлов в формате SMF (стандартные MIDI-файлы).

Дисплей на панели станций Roland Fantom X


Fantom X — это первые клавишные рабочие станции с цветным ЖК-дисплеем. Возможно, на первый взгляд это не так важно. Однако при работе с компьютером мало кто вспоминает монохромные мониторы. Действительно, цветная картинка дает более ясный визуальный образ. Все меню и экраны ясно читаемы в цвете, так что сама по себе навигация по меню Fantom X доставляет удовольствие.

Встроенные эффекты содержат процессоры реверберации и хоруса, три процессора мультиэффектов, включая алгоритмы, специально предназначенные для креативной обработки семплов. Также представлены фирменные алгоритмы COSM-моделирования, обработка Lo-Fi (то есть симуляция низкокачественного звучания), синхронизованная с темпом задержка, слайсер, изолятор и т. д. Мультиэффекты можно включать в разрыв любой партии, а также коммутировать их в самые разные цепочки. Так, все три мультиэффекта могут быть подключены параллельно либо последовательно, один за другим, в любой комбинации. Когда готов общий микс, можно включить специальный процессор мастеринга с многополосным компрессором для получения плотного, «пробивного» звучания.

Встроенный порт USB выполняет две функции. Во-первых, он служит в качестве интерфейса USB-MIDI, исключая необходимость во внешнем MIDI-интерфейсе. Во-вторых, он может быть использован для импорта и экспорта аудио в формате WAV или AIFF. Теперь стало возможным легко перенести семплы с компьютера и использовать их в секвенции или, наоборот, смикшировать композицию, записать ее в стереофайл и переместить его на компьютер для записи CD.
Roland Fantom X8


Серия рабочих станций Fantom хороша далеко не только для студийных музыкантов, но и для концертов. С помощью технологии Roland V-LINK музыканты могут управлять видеопотоком, используя дополнительное оборудование, такое как аппаратный видеоредактор Edirol DV-7PR. В результате, появилась возможность переключать видеоклипы динамическими кнопками Dynamic Pad Bank или создавать переходы и видеоэффекты с помощью ручки высоты тона и модуляции прямо во время концерта. Это дает исполнителю совершенно новое измерение для творчества — музыкант на сцене может стать и художником.

Модель Fantom X8 оборудована 88-нотной клавиатурой с прогрессивным молоточковым механизмом, которая специально создана для удобства пианистов. Игра звуком рояля создает иллюзию звучания настоящего инструмента. Звук фортепьяно, основанный на отдельных семплах для каждой клавиши и для каждой силы нажатия, вызывается нажатием специальной кнопки Piano.

Для удобства работы во время концерта эта кнопка может быть перепрограммирована таким образом, что можно будет вызывать любой другой патч или перформанс в произвольном порядке. Таким образом, одна эта кнопка представляет собой дополнительный банк любимых патчей.

Материал предоставлен компанией «МьюТэк»
Илья Сандалов - архив журнала «Звукорежиссер»