В любой современной аранжировке независимо от стиля есть место электрогитаре, но не всегда под рукой есть гитарист. Поскольку с заменой реального гитариста на компьютер в отношении акустических гитар никаких проблем нет – достаточно взять любой семплер и библиотеку звуков к нему и отличить «подлог» будет практически невозможно – сегодня поговорим об эмуляции электрогитар. В отличие от акустических, чтобы изобразить электрогитару, обычного семплера будет мало – для реалистичности звучания в довесок к семплеру потребуется, как минимум, обработка гитарными эффектами и кабинетными эмуляторами, а как максимум, семплер может и вовсе не подойти. О пригодности семплеров в данном вопросе можно спорить бесконечно. Что вы сможете выжать, к примеру, из Steinberg HALion или Native Instruments Kontakt? Воспроизведение семплов и ничего более. Обычный семплер не сможет вам дать контроля над стилем – все ноты будут воспроизводиться как есть, вот почему существует необходимость в использовании специализированных инструментов, заточенных под извлечение в разных стилях с учётом особенностей взятия нот и аккордов. Да и само качество семплов, поставляемых с тем же контактом, уж слишком отдаёт наполовину синтезом, наполовину игрушечными мидишными гитарками и заменить реального гитариста не сможет. Можно долго искать достойные внимания библиотеки звуков всевозможных форматов и наконец найти тот самый «стратокастер» (кому-то традиционное семплирование действительно ближе, пусть даже по принципиальным соображениям), а можно не тратить время и перейти, наконец, к специализированным гитарным плагинам. В свою очередь, делятся они на семплерные и физически моделирующие.
Семплерные плагины имеют лишь одно сходство с вышеупомянутыми традиционными семплерами – они используют уже готовые звуки (семплы), или зашитые внутрь самого инструмента, или подгружаемые из специальных звуковых библиотек, записанных в родном формате этого плагина. В свою очередь такие форматы создаются для экономии места – на практике это обычные закодированные WAV-семплы – просто сжатые, и для некоторых инструментов уже появляются специальные конверторы, позволяющие пользователю самостоятельно собрать свою собственную звуковую библиотеку путём конвертации любимых гитарных семплов в родной формат плагина. Основное преимущество семплерных плагинов перед обычными семплерами заключается в том, что они используют уже готовые фразы, реально сыгранные живым гитаристом в определённом стиле с характерной манерой игры, а не понотный набор снятых звуков. Вы забиваете партию, и инструмент продумывает, как сыграть её, используя уже готовую записанную фразу из своей библиотеки. Он подбирает из своего готового шаблона наиболее похожие места, собирая мозаику всей партии.
Наиболее яркими представителями семплерных плагинов являются Steinberg Virtual Guitarist Electric Edition, чья библиотека звуков размещается на трёх CD, и Ueberschall Liquid Guitar весом в один DVD. Оба инструмента не уступают друг другу по качеству и ни на секунду не дают усомниться в реальности гитариста. Главное отличие между этими инструментами в том, что создатели Liquid Guitar сделали упор на соло-импровизацию, тогда как VGEE наиболее подходит для того, чтобы прописать ритм-гитару. Судить об этом можно уже по тому, что Ueberschall заложили в свои нотные шаблоны, прилагающиеся к каждому пресету, умопомрачительные импровизации (видимо, традицию соляков решили перенять у первопроходца Liquid-серии, саксофонного плагина). А Steinberg при забивке в секвенсор всего одной ноты почти всегда выдаёт аккорды, и чисто исполнить забитое в него соло не получится.
Ueberschall Liquid Guitar работает на движке Celemony Melodyne, и забивать партитуры нужно в его встроенный секвенсер. По сути, пользователю предлагается во всех смыслах новинка – на основе засемплированной, несущей на себе все характерные стилистические приёмы фразы создавать свои собственные партии с нуля без каких-либо ограничений, что ранее в гитарных плагинах реализовано не было. Тем, кто ранее сталкивался с коррекцией вокала в Мелодине, работа будет в сплошное удовольствие, поскольку редактирование партии имеет практически ту же структуру. Как и положено, инструмент включает в себя набор чистых и дисторшн гитар, записанных с учётом стилевых особенностей. К каждому семплу уже прилагается готовый соляк – фраза, которую можно изменять как душе угодно (в том числе удлинять), тем более что при записи партий разработчики посчитали нужным не обрабатывать сигнал компрессией и дополнительными эффектами, что позволяет максимально контролировать конечный результат. Сигнал записывался либо в линию, либо через ставшие уже легендарными гитарные усилители – такие как Mesa Boogie Triple Rectifier, VOX AC30, Fender Twin и другие. Как и все инструменты из серии, Liquid Guitar позволяет работать как в режиме стандалоне (standalone – работающий самостоятельно, англ.), так и в плагинном виде. Любыми параметрами можно управлять в реальном времени, в том числе есть возможность управления и по MIDI.
А что дадут нам плагины с физическим моделированием? Дабы больше не возвращаться к этой теме, коротко рассмотрим предлагаемые ими возможности и сравним с главными героями этой статьи – Virtual Guitarist и Liquid Guitar. Плагины с физическим моделированием, в отличие от своих более серьёзных собратьев по цеху, не используют технологию семплирования вообще, являясь чистыми синтезаторами. Полученный результат достигается за счёт генерации звука по специальному алгоритму, что сказывается не только на конечном результате, но и на аппетитах такого синтезатора, которому для работы требуется немало ресурсов компьютера, ведь задача стоит не в простом воспроизведении ранее записанного семпла, а в просчёте нового сгенерированного на лету материала. Насколько будет хорош этот результат, сказать трудно, поскольку реалистичность таких плагинов (не важно, какой живой инструмент они призваны имитировать) весьма сомнительна. Но всё-таки их используют и по сей день. Много требовать от них не стоит, поскольку их искусственность уже изначально заложена в них, ведь синтезатор не может стать живым. Это в любом случае что-то неживое и футуристичное по своей природе – ни один синтезатор на практике не сможет достоверно сымитировать живой инструмент, пусть и считается, что единственный неразгаданный на сегодня синтез – синтез фортепианного звучания. Итак, самых известных гитарных плагина-синтезатора два – Dash Signature the Abstract Guitar и reFX Slayer. На безрыбье последний можно приспособить под озвучивание сольной гитарной партии, сделав ставку не на «мясо», а на обработку (Slayer обладает богатым FX-блоком), а вот «абстракция» от Dash Signature, как ни крути, напоминает всё что угодно, но только не электрогитару. Иметь или не иметь эти синтезаторы в коллекции – вопрос индивидуальный. Но лично мне видится, что Slayer способен таки украсить любую подложку, был бы повод для футуризма. Тем более что большинство среднего класса музыкальных групп до сих пор пользуются дешёвыми гитарными процессорами и инструментами невысокого качества, которые порой от слеера отличить бывает довольно трудно, и в аранжировке группы такого класса слеер вполне может занять место соло-гитары.
Но вернёмся к гитарным монстрам, ведь на очереди второй, ещё не рассмотренный нами плагин – Steinberg VGEE. Как уже ранее было сказано, Virtual Guitarist – это инструмент для ритма, а не для соло. Как и Ueberschall, Steinberg так же постарался включить в «гитариста» всевозможные стилевые фразы – от ар-эн-би до хард-рока. Все фразы, как и у Ueberschall, изначально загнаны в инструмент в готовом виде, а вот контроля над ними заметно меньше – все они построены так, что вбить свою партию вы можете, но не все ноты прозвучат как вы захотите. К примеру, если изначально в плагин (который, кстати, так же как и Liquid Guitar, может работать и в стандалоне варианте, а также по ReWire) загружен семпл с рисунком «восьмая-восьмая-пауза четверть», то, как бы вы не старались, вторая четверть не зазвучит. Либо партию придётся выстроить таким образом, чтобы она согласовывалась с рисунком, заложенным под этот пресет производителем (а это свободой творческого процесса ну никак не назвать – будем надеяться, что в следующей, третьей версии «виртуального гитариста» это досадное недоразумение исправят), либо подыскать в наборе «виртуального гитариста» другой пресет, удовлетворяющий и звуком, и рисунком. Таким образом, вы можете изменять высоту ноты, но не сможете повлиять на заложенный рисунок (разве только при помощи функций свинга или зависших аккордов, но это всё мелочи). Попробуйте забить в секвенсор ноту длинной в две четверти и увидите, что в зависимости от выбранного пресета она будет сыграна или в виде «нота+аккорд», или в виде связки «аккорд+три шестнадцатых+аккорд+три шестнадцатых+два аккорда", или в любых других вариантах. Это безусловно несколько ограничивает свободу действий. Достоинством программы является наличие собственного FX-блока, содержащего в себе ряд эффектов (delay, reverb, tremolo и т.д.) и вау-педаль.
Но не всегда родные эффекты, какими бы хорошими они не были, отвечают запросам аранжировщика. В этом случае на помощь приходят специализированные плагины гитарной обработки, включающие в зависимости от своего типа различные варианты классических гитарных эффектов (хорус, фленджер, вау и т.д.) и моделей гитарных усилителей. Самыми яркими представителями компьютерной гитарной обработки являются разработки от Native Instruments Guitar Rig и Guitar Combos, а также Nomad Factory Rock Amp Legends.
Guitar Rig, пожалуй, самый популярный – его используют не только для обработки виртуальных гитар, но и в качестве обработки к реальным гитарам как многофункциональный процессор эффектов, на студии и во время живых выступлений, что заменяет огромный набор железных примочек. Для гастролирующих музыкантов Native Instruments предусмотрели необходимость быстрого переключения с одного пресета на другой во время выступлений и репетиций и выпустили специальный внешний ножной контроллер Rig Control, продающийся вместе с программой. Подключается Rig Control с помощью обычного USB 2.0, имеет входы MIDI и гнёзда на джеках для подключения двух внешних педалей, есть выход на наушники. Для подключения самого инструмента предусмотрено два входа разной чувствительности, а выход выполнен в стереовиде на двух джеках. Таким образом, тема виртуальных гитар постепенно входит в жизнь всё большего числа гитаристов и, по-видимому, скоро станет неотъемлемой её частью. Но вернёмся к самой Guitar Rig, в которой для репетирующих на досуге гитаристов разработчики даже реализовали возможность проигрывания лупов. Программа представляет собой целую гитарную станцию, глядя на которую (даже не будучи гитаристом) хочется купить инструмент и своими руками ощутить мощь огромного числа педальных эффектов (более 30!), усилителей, кабинетов и микрофонов (которых, кстати, в некоторых вариантах можно расставлять аж по 5 штук сразу в зависимости от выбранных динамиков).
Guitar Combos представляет собой набор комбо-усилителей и включает в себя три составляющие – AC Box Combo, Plexi Combo, Twang Combo. Если в Guitar Rig использовались два типа ревербераторов – студийный и пружинный, то Guitar Combos основываются исключительно на пружинной реверберации. Все плагины построены на основе технологии имитации ламповых усилителей, используемой в Guitar Rig Dynamic Tube Response, и работают как в качестве плагинов, так и самостоятельно. AC Box Combo является виртуальным аналогом VOX AC30 c двойным 12-дюймовым динамиком и конденсаторным микрофоном. Помимо стандартных регуляторов уровня, громкости и тембра, имеет ручки управления эффектами – реверберацией, тремоло и Treblebooster. Второй виртуальный усилитель Plexi Combo является прототипом Marshall JMP 50 с четырьмя 12’’ динамиками и динамическим микрофоном. Стандартные регуляторы дополняют фуз и дисторшн, а также дилей, главная особенность которого дополнительная функция реверса (обратный дилей), бывшая особенно популярной в 60-е. Третий комбик Twang Combo – имитация Fender Twin Reverb с двумя 12’’ динамиками и ламповым конденсаторным микрофоном. Стандартные ручки соседствуют с регуляторами овердрайва, хоруса, вибрато и ревербератора. Звук можно получить довольно разный, видимо, сказывается универсальная наследственность Guitar Rig.
И последняя на сегодня гитарная обработка – Nomad Factory Rock Amp Legends – существует как плагин и в Cubase оболочке подключается посредством VST. Внешне выглядит как обычная гитарная голова и может имитировать 18 разных усилителей. Ручки управления для всех моделей одни и те же, лицевая панель усилителя выполнена в традиционном виде. Помимо крутилок драйва и реверберации на FX-панели, которая вызывается при помощи одноимённой кнопки на лицевой панели слева, предлагается поистине богатый выбор эффектов – управление стереобазой, эквалайзер, гейн, компрессор, гейт, тремоло, хорус, фазер и дилей. Направленность плагина совершенно чётко отражает его название – судя по перегрузу, который он даёт, плагин идеально подходит для тяжёлых роковых аранжировок. Абсолютно все рассмотренные эффекты вы можете использовать как с гитарными эмуляторами, так и с настоящими инструментами, достаточно
повесить их на канал – и о дорогостоящих процессорах эффектов можно забыть (в особенности, если речь идёт об использовании Guitar Rig). Кроме того, можно ещё поспорить, что окажется лучше – железный процессор hi-end класса или же виртуальные FX в связке с железным оцифровщиком, ведь алгоритмы пресетов можно сделать одинаковыми –цифра есть цифра, а качество оцифровщика железного процессора в любом случае будет уступать отдельному самостоятельному АЦП, который можно купить ему взамен и за ту же цену.
Текст: Вика FLASHGIRL. Журнал "MusicBox".
Семплерные плагины имеют лишь одно сходство с вышеупомянутыми традиционными семплерами – они используют уже готовые звуки (семплы), или зашитые внутрь самого инструмента, или подгружаемые из специальных звуковых библиотек, записанных в родном формате этого плагина. В свою очередь такие форматы создаются для экономии места – на практике это обычные закодированные WAV-семплы – просто сжатые, и для некоторых инструментов уже появляются специальные конверторы, позволяющие пользователю самостоятельно собрать свою собственную звуковую библиотеку путём конвертации любимых гитарных семплов в родной формат плагина. Основное преимущество семплерных плагинов перед обычными семплерами заключается в том, что они используют уже готовые фразы, реально сыгранные живым гитаристом в определённом стиле с характерной манерой игры, а не понотный набор снятых звуков. Вы забиваете партию, и инструмент продумывает, как сыграть её, используя уже готовую записанную фразу из своей библиотеки. Он подбирает из своего готового шаблона наиболее похожие места, собирая мозаику всей партии.
Наиболее яркими представителями семплерных плагинов являются Steinberg Virtual Guitarist Electric Edition, чья библиотека звуков размещается на трёх CD, и Ueberschall Liquid Guitar весом в один DVD. Оба инструмента не уступают друг другу по качеству и ни на секунду не дают усомниться в реальности гитариста. Главное отличие между этими инструментами в том, что создатели Liquid Guitar сделали упор на соло-импровизацию, тогда как VGEE наиболее подходит для того, чтобы прописать ритм-гитару. Судить об этом можно уже по тому, что Ueberschall заложили в свои нотные шаблоны, прилагающиеся к каждому пресету, умопомрачительные импровизации (видимо, традицию соляков решили перенять у первопроходца Liquid-серии, саксофонного плагина). А Steinberg при забивке в секвенсор всего одной ноты почти всегда выдаёт аккорды, и чисто исполнить забитое в него соло не получится.
Ueberschall Liquid Guitar работает на движке Celemony Melodyne, и забивать партитуры нужно в его встроенный секвенсер. По сути, пользователю предлагается во всех смыслах новинка – на основе засемплированной, несущей на себе все характерные стилистические приёмы фразы создавать свои собственные партии с нуля без каких-либо ограничений, что ранее в гитарных плагинах реализовано не было. Тем, кто ранее сталкивался с коррекцией вокала в Мелодине, работа будет в сплошное удовольствие, поскольку редактирование партии имеет практически ту же структуру. Как и положено, инструмент включает в себя набор чистых и дисторшн гитар, записанных с учётом стилевых особенностей. К каждому семплу уже прилагается готовый соляк – фраза, которую можно изменять как душе угодно (в том числе удлинять), тем более что при записи партий разработчики посчитали нужным не обрабатывать сигнал компрессией и дополнительными эффектами, что позволяет максимально контролировать конечный результат. Сигнал записывался либо в линию, либо через ставшие уже легендарными гитарные усилители – такие как Mesa Boogie Triple Rectifier, VOX AC30, Fender Twin и другие. Как и все инструменты из серии, Liquid Guitar позволяет работать как в режиме стандалоне (standalone – работающий самостоятельно, англ.), так и в плагинном виде. Любыми параметрами можно управлять в реальном времени, в том числе есть возможность управления и по MIDI.
А что дадут нам плагины с физическим моделированием? Дабы больше не возвращаться к этой теме, коротко рассмотрим предлагаемые ими возможности и сравним с главными героями этой статьи – Virtual Guitarist и Liquid Guitar. Плагины с физическим моделированием, в отличие от своих более серьёзных собратьев по цеху, не используют технологию семплирования вообще, являясь чистыми синтезаторами. Полученный результат достигается за счёт генерации звука по специальному алгоритму, что сказывается не только на конечном результате, но и на аппетитах такого синтезатора, которому для работы требуется немало ресурсов компьютера, ведь задача стоит не в простом воспроизведении ранее записанного семпла, а в просчёте нового сгенерированного на лету материала. Насколько будет хорош этот результат, сказать трудно, поскольку реалистичность таких плагинов (не важно, какой живой инструмент они призваны имитировать) весьма сомнительна. Но всё-таки их используют и по сей день. Много требовать от них не стоит, поскольку их искусственность уже изначально заложена в них, ведь синтезатор не может стать живым. Это в любом случае что-то неживое и футуристичное по своей природе – ни один синтезатор на практике не сможет достоверно сымитировать живой инструмент, пусть и считается, что единственный неразгаданный на сегодня синтез – синтез фортепианного звучания. Итак, самых известных гитарных плагина-синтезатора два – Dash Signature the Abstract Guitar и reFX Slayer. На безрыбье последний можно приспособить под озвучивание сольной гитарной партии, сделав ставку не на «мясо», а на обработку (Slayer обладает богатым FX-блоком), а вот «абстракция» от Dash Signature, как ни крути, напоминает всё что угодно, но только не электрогитару. Иметь или не иметь эти синтезаторы в коллекции – вопрос индивидуальный. Но лично мне видится, что Slayer способен таки украсить любую подложку, был бы повод для футуризма. Тем более что большинство среднего класса музыкальных групп до сих пор пользуются дешёвыми гитарными процессорами и инструментами невысокого качества, которые порой от слеера отличить бывает довольно трудно, и в аранжировке группы такого класса слеер вполне может занять место соло-гитары.
Но вернёмся к гитарным монстрам, ведь на очереди второй, ещё не рассмотренный нами плагин – Steinberg VGEE. Как уже ранее было сказано, Virtual Guitarist – это инструмент для ритма, а не для соло. Как и Ueberschall, Steinberg так же постарался включить в «гитариста» всевозможные стилевые фразы – от ар-эн-би до хард-рока. Все фразы, как и у Ueberschall, изначально загнаны в инструмент в готовом виде, а вот контроля над ними заметно меньше – все они построены так, что вбить свою партию вы можете, но не все ноты прозвучат как вы захотите. К примеру, если изначально в плагин (который, кстати, так же как и Liquid Guitar, может работать и в стандалоне варианте, а также по ReWire) загружен семпл с рисунком «восьмая-восьмая-пауза четверть», то, как бы вы не старались, вторая четверть не зазвучит. Либо партию придётся выстроить таким образом, чтобы она согласовывалась с рисунком, заложенным под этот пресет производителем (а это свободой творческого процесса ну никак не назвать – будем надеяться, что в следующей, третьей версии «виртуального гитариста» это досадное недоразумение исправят), либо подыскать в наборе «виртуального гитариста» другой пресет, удовлетворяющий и звуком, и рисунком. Таким образом, вы можете изменять высоту ноты, но не сможете повлиять на заложенный рисунок (разве только при помощи функций свинга или зависших аккордов, но это всё мелочи). Попробуйте забить в секвенсор ноту длинной в две четверти и увидите, что в зависимости от выбранного пресета она будет сыграна или в виде «нота+аккорд», или в виде связки «аккорд+три шестнадцатых+аккорд+три шестнадцатых+два аккорда", или в любых других вариантах. Это безусловно несколько ограничивает свободу действий. Достоинством программы является наличие собственного FX-блока, содержащего в себе ряд эффектов (delay, reverb, tremolo и т.д.) и вау-педаль.
Но не всегда родные эффекты, какими бы хорошими они не были, отвечают запросам аранжировщика. В этом случае на помощь приходят специализированные плагины гитарной обработки, включающие в зависимости от своего типа различные варианты классических гитарных эффектов (хорус, фленджер, вау и т.д.) и моделей гитарных усилителей. Самыми яркими представителями компьютерной гитарной обработки являются разработки от Native Instruments Guitar Rig и Guitar Combos, а также Nomad Factory Rock Amp Legends.
Guitar Rig, пожалуй, самый популярный – его используют не только для обработки виртуальных гитар, но и в качестве обработки к реальным гитарам как многофункциональный процессор эффектов, на студии и во время живых выступлений, что заменяет огромный набор железных примочек. Для гастролирующих музыкантов Native Instruments предусмотрели необходимость быстрого переключения с одного пресета на другой во время выступлений и репетиций и выпустили специальный внешний ножной контроллер Rig Control, продающийся вместе с программой. Подключается Rig Control с помощью обычного USB 2.0, имеет входы MIDI и гнёзда на джеках для подключения двух внешних педалей, есть выход на наушники. Для подключения самого инструмента предусмотрено два входа разной чувствительности, а выход выполнен в стереовиде на двух джеках. Таким образом, тема виртуальных гитар постепенно входит в жизнь всё большего числа гитаристов и, по-видимому, скоро станет неотъемлемой её частью. Но вернёмся к самой Guitar Rig, в которой для репетирующих на досуге гитаристов разработчики даже реализовали возможность проигрывания лупов. Программа представляет собой целую гитарную станцию, глядя на которую (даже не будучи гитаристом) хочется купить инструмент и своими руками ощутить мощь огромного числа педальных эффектов (более 30!), усилителей, кабинетов и микрофонов (которых, кстати, в некоторых вариантах можно расставлять аж по 5 штук сразу в зависимости от выбранных динамиков).
Guitar Combos представляет собой набор комбо-усилителей и включает в себя три составляющие – AC Box Combo, Plexi Combo, Twang Combo. Если в Guitar Rig использовались два типа ревербераторов – студийный и пружинный, то Guitar Combos основываются исключительно на пружинной реверберации. Все плагины построены на основе технологии имитации ламповых усилителей, используемой в Guitar Rig Dynamic Tube Response, и работают как в качестве плагинов, так и самостоятельно. AC Box Combo является виртуальным аналогом VOX AC30 c двойным 12-дюймовым динамиком и конденсаторным микрофоном. Помимо стандартных регуляторов уровня, громкости и тембра, имеет ручки управления эффектами – реверберацией, тремоло и Treblebooster. Второй виртуальный усилитель Plexi Combo является прототипом Marshall JMP 50 с четырьмя 12’’ динамиками и динамическим микрофоном. Стандартные регуляторы дополняют фуз и дисторшн, а также дилей, главная особенность которого дополнительная функция реверса (обратный дилей), бывшая особенно популярной в 60-е. Третий комбик Twang Combo – имитация Fender Twin Reverb с двумя 12’’ динамиками и ламповым конденсаторным микрофоном. Стандартные ручки соседствуют с регуляторами овердрайва, хоруса, вибрато и ревербератора. Звук можно получить довольно разный, видимо, сказывается универсальная наследственность Guitar Rig.
И последняя на сегодня гитарная обработка – Nomad Factory Rock Amp Legends – существует как плагин и в Cubase оболочке подключается посредством VST. Внешне выглядит как обычная гитарная голова и может имитировать 18 разных усилителей. Ручки управления для всех моделей одни и те же, лицевая панель усилителя выполнена в традиционном виде. Помимо крутилок драйва и реверберации на FX-панели, которая вызывается при помощи одноимённой кнопки на лицевой панели слева, предлагается поистине богатый выбор эффектов – управление стереобазой, эквалайзер, гейн, компрессор, гейт, тремоло, хорус, фазер и дилей. Направленность плагина совершенно чётко отражает его название – судя по перегрузу, который он даёт, плагин идеально подходит для тяжёлых роковых аранжировок. Абсолютно все рассмотренные эффекты вы можете использовать как с гитарными эмуляторами, так и с настоящими инструментами, достаточно
повесить их на канал – и о дорогостоящих процессорах эффектов можно забыть (в особенности, если речь идёт об использовании Guitar Rig). Кроме того, можно ещё поспорить, что окажется лучше – железный процессор hi-end класса или же виртуальные FX в связке с железным оцифровщиком, ведь алгоритмы пресетов можно сделать одинаковыми –цифра есть цифра, а качество оцифровщика железного процессора в любом случае будет уступать отдельному самостоятельному АЦП, который можно купить ему взамен и за ту же цену.
Текст: Вика FLASHGIRL. Журнал "MusicBox".