ВИРТУАЛЬНЫЕ БАРАБАНЫ

В сегодняшнем обзоре мы рассмотрим 5 виртуальных барабанных эмуляторов, среди которых будут присутствовать и грувбоксы, нацеленные на выполнение универсальных задач, и ударные установки, ориентированные в основном на живую музыку. Поскольку все плагины имеют что-то общее, начнём мы с универсальных, имеющих больше функций, по ходу статьи переходя к более стилистически ограниченным, чтобы дважды не возвращаться к разбору повторяющихся возможностей. И первым в нашем обзоре будет FXPansion GURU – универсальный грувбокс, одинаково хорошо подходящий как для использования в студии, так и для живых выступлений. Поставляется с собственной библиотекой звуков весом в 2Гб, включающей в себя множество готовых наборов ударных, лупов и паттернов (заранее приготовленных ритмических рисунков, которые можно изменять по собственному желанию). Рисунки забиваются во встроенный пошаговый секвенсор, что очень понравится любителям железных грувбоксов а-ля AKAI MPC1000, где партии забиваются в сам инструмент. Для начала работы со встроенным секвенсором вам потребуется выбрать нужный комплект ударных на вкладке Kits в левом нижнем окне плагина (кликните по нужному комплекту один раз мышкой, обратите внимание на мигающую кнопку OK слева от списка – её нужно погасить), затем открыть вкладку Pattern в верхнем большом окне и написать партию. Также обратите внимание на прямоугольные прозрачные кнопки посередине плагина – это переключатели паттернов, всего их 24. Они нужны для быстрого переключения с одной партии на другую, что незаменимо, например, во время живых выступлений. На все 24 паттерна вы можете забить разные ритмические рисунки и в нужный момент «зажигать» любой из них. Таким образом, в них можно записать полноценную партию барабанщика со всеми переходами и сбивками и во время выступлений легко переключаться на нужный ритмический кусок. Круглые кнопки с цифрами 1–8, располагающиеся сразу над кнопками паттернов – это переключатели слоев, по умолчанию у вас включен первый слой, и именно на нём вы сейчас и работаете. Слои в данном случае выполняют функцию каналов, как на обычном микшере, только микшер, к которому мы вернёмся чуть позже, находится внутри самого грувбокса. Вот пример быстрого создания ударной партии: в левом нижнем окне во вкладке Pattern выберите любой из предлагаемых рисунков (например, Breakout, Funky Drummer, Rock a Billy и т.д.), щёлкнув по нему один раз мышкой (воспроизведение начнётся автоматически сразу после выбора), погасите мигающую кнопку OK. Гасить её обязательно, поскольку она отвечает за предпрослушку – до тех пор пока она мигает, изменения не вступают в силу. Сделана она для того, чтобы иметь возможность попробовать все модели паттернов (а в случае с меню Kits – наборы ударных), не сбрасывая уже выбранный или забитый собственноручно. Далее на вкладке Kits точно так же выберите интересующий барабанный комплект. При открытии вкладок вы, должно быть, уже заметили наличие эксплорера слева от списка, который помогает ориентироваться в категориях. Если в случае с Pattern категорий попросту нет, то в Kits их целых шесть – Acoustic, Dance, Ethnic, Experimental, Junk, Urban, что значительно облегчает навигацию, ведь всего комплектов – 350. В нижней части инструмента посередине вы найдёте 16 пэдов, на которые назначаются семплы – Kick, Snare, Hi-Hat, Perc (по четыре ячейки на каждую группу). По умолчанию каждый комплект содержит в себе по 16 семплов, и все они автоматически распределяются на пэды. Каждый из семплов можно отредактировать, для этого достаточно открыть в верхнем окне вкладку Pad Edit и кликнуть на сам пэд внизу, после чего в окне Pad Edit появится его графическое изображение и будут доступны опции для его редактирования – Gain, Pan, Cut и т.д. Каждый из пэдов можно послать на эффект посредством Aux-шин, коих доступно три. Сами эффекты выбираются на вкладке Aux Effects в том же верхнем окне (доступны дилей, хорус, фленжер, компрессор, реверберация, частотная модуляция и другие). На вкладке Mix доступен микшер, состоящий из мастер-шины и восьми слоев (на данный момент мы работали только с одним слоем, но ничего не мешает вам добавить ещё несколько), где незаполненные слои неактивны. Вдумайтесь, каких потрясающих результатов можно добиться с этим плагином (который, кстати, может работать и без помощи секвенсора – в standalone режиме) при живой работе! На разные слои вы можете повесить совершенно разные стилевые рисунки и подмешивать один к другому, например электронику к джазу, манипулируя ползунками как на обычном микшере. На каждый из слоев можно повесить по одному эффекту, на каждом слое доступны Mute, Solo, панорамирование, тоновая подтяжка и уровень. На самом «мастере», что в правом углу панели Mix, можно оперативно отключать целые категории ударных – одним поворотом ручки убиваются сразу все семплы на всех слоях в группе Kick, Snare, Perc или Hi-Hat! Грувбокс обладает поистине безграничными возможностями, но все их мы, конечно, не будем рассматривать в рамках этой статьи. Но для того чтобы вам было проще начать работать в привычных для большинства условиях – в условиях забивки нот не в плагин, а в Key Editor/Piano Roll вашего секвенсора, пошагово рассмотрим варианты «быстрого старта». Первое, что вам потребуется сделать – выбрать набор ударных во вкладке или же составить свой собственный, открыв вкладку Hit и перетащив путём Drug-and-Drop выбранные из списка позиции на пэды (пользуйтесь эксплорером слева от списка, чтобы перейти в нужную категорию). Если у вас уже есть свои заранее подготовленные семплы, которые вы хотели бы задействовать в ударной партии, вы можете точно так же перетащить их на пэды через эксплорер (поддерживаются форматы WAV, AIFF и REX), который позволяет просматривать весь жёсткий диск. Всё, теперь вы можете открывать Key Editor и прописывать партию так, как вы обычно это делаете. Чтобы GURU правильно понял миди-сообщения, используйте нотный стан в диапазоне от До первой октавы до Ре-Диеза второй, тогда плагин будет ассоциировать каждый семпл с назначенной для него клавишей. Какая клавиша какому пэду предназначена, вы можете посмотреть в верхнем окне во вкладке Pad Edit в строке «MIDI In» (можно назначить и свою собственную клавишу, используя функцию Midi Learn, кликнув по пэду правой кнопкой мыши и нажав выбранную клавишу на midi-клавиатуре). Там же при необходимости вы можете назначить выбранный пэд на любой из семи саб-стереовыходов в строке «Out».
Ещё одна драм-машина в сегодняшнем обзоре – Native Instruments Battery 3. По сравнению с GURU, «батарейка» заметно проще и понятней неподготовленному пользователю, у неё нет ни слоев, ни встроенного секвенсора, хотя и своих настроек у неё хватает. Предлагаемый объём «родной» библиотеки – 12Гб и содержит она более ста наборов ударных – от джаза и рока до электроники и винтажа. Интерфейс, как говорится, интуитивно понятный – перед вами ячейки (пэды), в которые загружаются семплы. Чтобы загрузить свои собственные (поддерживаются WAV, AKAI, GIG и другие), достаточно с помощью вкладки Browser в нижнем окне найти на диске папку, в которой лежат семплы, и путём перетаскивания поместить выбранный семпл на нужный пэд. Теперь, переключая вкладки в нижнем окне, вы можете редактировать семпл. Вкратце о том, что можно сделать. Меню Cell содержит базовые настройки семпла (AHDSR, длительность, привязанный MIDI-канал и клавиша, выход, на который выведен пэд и т.д.). Меню Setup отвечает за характер игры и программирование звука (характер «взятия» ноты – акцентировано, мьютировано и т.д., Velocity, Echo (миди-дилей с возможностью синхронизации), квантайз и другие). Меню Mapping отвечает за настройки Velocity (можно установить минимум и максимум), тюн, панорамирование и т.д. Меню Wave содержит волновой редактор. Меню Loop предназначено для работы с лупами. Меню Modulation – это блок частотной модуляции (два LFO фильтра, AHD/AHDSR и т.д.). Меню Effects отвечает за эффекты, повешенные на пэд. Меню Master отвечает за эффекты, используемые на мастере (эквалайзер, фазер, компрессор, лимитер и т.д.). И наконец, меню Browser – это обозреватель вашего компьютера для поиска и загрузки семплов.
Но существуют и менее «навороченные» плагины, ориентированные исключительно на имитацию классических ударных установок – одним словом не грувбоксы. Один из таких плагинов – East West Drumkit From Hell 2, он же – 2,4Гб «живых» барабанов. Все семплы поделены на четыре стилистические категории – Metal, Heavy, DFH2 и NoWires. Каждый из этих комплектов находится в меню Multi, в закладке Complete Kits. Каждый комплект имеет три типа – All, NOA и Dry, которые, в свою очередь, определяют положение микрофонов во время записи. Так барабаны типа All пишутся через подвесную стереопару overhead-микрофонов и дополнительную стереопару микрофонов общего плана, расположенных на расстоянии около 2,5м от барабанной установки, а том, рабочий (малый) барабан и бочка снимаются ещё одним микрофоном, установленным позади рабочего. Тип NOA (No Ambience) означает, что барабаны снимаются только overhead-стереопарой и «рабочим» микрофоном. Тип Dry – это барабаны, снятые только «рабочим» микрофоном. Также помимо Complete Kits в меню Multi вы найдёте закладки GM Kits (General MIDI комплектов так же четыре – Metal, Heavy, DFH2 и NoWires, но все они снимаются только как Dry) и Quick Loads (быстрая загрузка, комплект загружается как All, но без некоторых параметров). Барабанный модуль имеет 8 стереовыходов, на которые уже распределены микрофоны по умолчанию, а также все необходимые элементы управления (такие как ADSR, LFO фильтр, эффекты – ревербератор, хорус и дилей, и т.д.).
А завершат наш обзор две барабанные установки – FXPansion BFD и Toontrack EZDrummer. Первая, FXPansion BFD, имеет звуковую библиотеку весом в более чем 8 Гб и почти полторы сотни готовых грувов. Можно выбрать как готовую установку, так и собрать свою из имеющихся инструментов. Если у вас уже есть свои собственные грувы в MIDI-формате, то их с лёгкостью можно импортировать в плагин. Вся работа с грувами производится через выпадающее меню Current Groove вверху плагина. Программа полностью управляема по MIDI – справа, в меню Hit Options, можно назначить каждому инструменту свою клавишу (изначально, как и во всех рассматриваемых сегодня плагинах, они уже назначены по умолчанию), выставить параметры Velocity, настроить внешний MIDI-контроллер (соединить выбранные по номерам органы контроллера с желаемыми функциями). Каждому элементу установки соответствует отдельный директ-выход, также присутствует и мастер-директ выход. Есть регуляторы баланса между передним и задним «рабочими» микрофонами, регулятор баланса микрофона на бочке, подвесной стереопары и микрофонов общего плана, микрофонов PZM.
Вторая ударная установка, Toontrack EZDrummer, прямой конкурент FXPansion BFD как по звуку, так и по интерфейсу. Партии для EZDrummer забиваются стандартно, в программе-секвенсоре. Плагин имеет поддержку MIDI-грувов и содержит собственные (более 8000!). После того как вы выбрали грув, вам будет предложено выбрать один из 20 вариантов игры. Все элементы барабанной установки заменимы – кликнув по стрелке внизу инструмента, можно выбрать другой (например, заменить том с 12’ на 14’ или хэт с 14’ на 16’ и т.д.). Каждый из элементов установки можно направить на отдельный выход, а вот управление дистанцией микрофонов, к сожалению, в EZDrummer пока не реализовано. Большим минусом программы является лишь процесс инсталляции, во время которого программа по умолчанию распаковывает дистрибутив в C:Program FilesToontrackEZDrummer. Тем, у кого папка с плагинами находится не на диске C, это будет неудобным – если вы захотите перенести папку с плагином в другое место, пусть даже в пределах диска C, при загрузке он сообщит вам, что не нашёл библиотеку звуков. Но эта проблема решаема путём изменения записи в реестре. Для этого запустите «Диспетчер задач Windows» знакомой вам комбинацией клавиш Ctrl+Alt+Del, в меню «Файл» выберите «Новая задача (Выполнить…)», в появившемся окне наберите regedit.exe и нажмите Enter. Перед вами открылся редактор реестра. Теперь в левом окне найдите и раскройте пункт HKEY_LOCAL_MACHINE и открывайте папку Software, далее – Toontrack, Superior, и наконец EZDrummer. Кликнув по нему в левом окне, справа вы увидите шесть записей, две из которых будет необходимо отредактировать – HomePath и SoundPath. В HomePath записан полный путь до плагина, то есть DLL-файла. Измените его на нужный, например, C:Program FilesVstplugins. SoundPath отвечает за местоположение звуковой библиотеки (по умолчанию – C:Program FilesToontrackEZDrummerSounds), измените его на желаемый, например Z: ToontrackEZDrummerSounds. Теперь плагин будет загружать библиотеку по новому адресу.
В целом, рассмотренные сегодня плагины можно поделить по двум категориям: универсальные и специализированные, универсальные и студийные. В первой категории к универсальным мы отнесём FXPansion GURU и Native Instruments Battery 3, поскольку в музыкальных стилях они не ограничены. А к специализированным – все остальные, поскольку East West DFH2 рассчитан в большинстве своём на «тяжёлую» гитарную музыку, а FXPansion BFD и Toontrack EZDrummer можно использовать для любых «живых стилей», будь то джаз или рок, но для экспериментальной музыки они вряд ли подойдут. Во второй категории к разряду универсальных мы, бесспорно, отнесём FXPansion GURU, поскольку его с одинаковым успехом можно использовать как в студии, так и на лайв-выступлениях (к примеру, в джазовых ансамблях музыкант с ноутбуком может работать с GURU, а остальные на своих инструментах – например, клавишах и духовых). «Батарейка» в данном случае займёт скорее периферийную роль, поскольку в живых выступлениях она тоже может быть задействована благодаря своей работе с лупами и наличию богатого блока модуляции, которым и можно подкупить публику. Что касается последних трёх, то, безусловно, это только студийные варианты, для «лайвов» не пригодные.

Текст: Вика FLASHGIRL. Журнал "MusicBox".