Одним из самых ярких художественных приёмов, обогащающих музыкальное произведение, является вокальное многоголосие. Голоса, собираясь в аккорд, как самый совершенный музыкальный инструмент, оказывают воздействие на слушателя. История хорового пения уходит в глубокую древность. В любом жанре музыкального искусства используется вокальное многоголосие – от строевых военных песен, до духовных церковных песнопений. Естественно, в музыкальной культуре каждого народа существуют прекрасные образцы народного творчества, и наша страна в этом не является исключением. В России богатые традиции народного многоголосия. Высшей степенью развития профессионального пения является оперное искусство, которое создало неповторимые шедевры, вошедшие в золотой фонд музыкальной культуры человечества. Вокальное ансамблевое пение неотъемлемая часть практически всех жанров так называемой лёгкой эстрадной музыки. Трудовые песни негров, спиричуэлы, блюзы, джаз, рок, фанк, соул, современный фьюжн, не говоря уже о массовой музыке, – везде мы слышим вокальные ансамбли, которые органично насыщают музыкальную палитру. Словом, вокальные многоголосные партии в музыкальном искусстве являются одним из самых распространённых приёмов и находятся вне временных рамок, в категории вечных ценностей.
В наши дни в многоголосном исполнительстве произошли коренные изменения. Лежат они исключительно в электронно-технической плоскости. Во-первых, современная наука, реализуя свои плоды во всех областях жизни, дошла до создания удивительных музыкальных устройств, например, гармонайзеров, которые из одного голоса могут сделать полнозвучный аккорд вокальной группы. Применение этих устройств в современной музыке вполне доказало свою состоятельность, несмотря на ряд спорных моментов. Но особенно упрощает процесс создания многоголосных партий современная многоканальная звукозапись. Благодаря ей один человек может спеть за весь вокальный ансамбль, записывая партии по очереди. И вполне естественно, что вокалист, записывая песню и имея такие возможности, не может удержаться от соблазна «подпеть себе в терцию». Поэтому каждый современный певец так или иначе столкнётся с работой бэк-вокалиста. Многие исполнители создают многоголосные партии сами, то есть подпевая самому себе. Но многие певцы поняли, что бэк-вокал это несколько другая профессия, которая имеет свою специфику. Стоит ещё добавить, что многие продюсеры и аранжировщики предпочитают записывать бэк-вокальные партии, исполненные другими людьми. В этом случае получается более яркая картина, ведь именно при слиянии разных голосов зачастую получаются уникальные тембровые сочетания. Таким образом, в наши дни образовалась новая необычная профессия – студийный бэк-вокалист, в задачу которого входит создавать своим голосом многоголосные вокальные партии в музыкальных произведениях. Многие могут подумать, что, имея хороший голос, слух и профессиональную подготовку, можно сразу приступить к записи. Но это не всегда получается. Зачастую, переоценив свои возможности, вокалист попадает в не очень приятные истории, которые могут заставить задуматься о личных данных и привести к депрессии. Связаны они с тем, что вокалист, не совсем зная специфику и не имея опыта, просто оказывается не готов к такой работе. В данной статье в обзорной форме хочется остановиться на некоторых моментах, которые, надеюсь, помогут избежать сложностей при работе в студии в качестве бэк-вокалиста.
Чистота интонации
Наверное, одним из самых главных элементов профессионального арсенала бэк-вокалиста является умение чисто интонировать. Стоит отметить, что создание голосовых аккордовых «подкладов» в интонационном отношении несколько отличается от исполнения главной партии. В мелодическом исполнении (т.е. при пении основного голоса) вокалисты используют художественное интонирование, где в основе лежат ладовые тяготения. Ноты в ладу не имеют какой-либо раз и навсегда чёткой фиксации (тем более фортепианной темперации). При художественном интонировании тяготениями создаётся энергия, нотам придаётся внутреннее движение. Иногда ноты в ладу настолько отличаются от рояльного строя, что взятые изолированно, вне музыкального контекста, будут откровенной фальшью. Но вся тайна в том, что в конкретном ладу, в музыке это не считается дефектом, наоборот, отклонения от темперированного шаблона являются мощным эмоциональным художественным средством. При гармоническом пении, то есть создании многоголосных аккордов, интонирование подчиняется другим законам. Здесь главное – отсутствие биений нотных частот. Поэтому интонирование аккордовых звуков строится по чистому строю, основанному на натуральном гармоническом звукоряде, который, кстати, тоже отличается от рояльного.
Все эти факты отчасти могут объяснить, почему вокалисты, привыкшие петь соло и главные партии, не всегда могут быстро создавать чистые аккорды. Здесь, как и в любом другом деле, нужна тренировка, так как аккордовые ноты интонируются во взаимосвязи с другими нотами, т.е. «подбираются» частоты аккорда. Поэтому для работы бэк-вокалистом певец должен ежедневно работать именно с аккордами, в составе виртуальной «вокальной группы» и накапливать опыт чистоты их создания. В противном случае на студии неожиданно всплывут недочёты, с которыми будет трудно бороться сиюминутно, т.е. во время записи.
Особенности тембра, индивидуальных вокальных приёмов и мелизмов…
При пении основной партии вокалист много работает над тем, чтобы создать максимально богатую тембровую палитру голоса, найти собственные исполнительские приёмы, использовать интересные мелизмы. Однако в бэк-вокале это не всегда даёт желаемый результат. Более того – это может отрицательно влиять на конечный продукт в целом. Зачастую от бэк-вокалиста требуется создание мягкого пэда, некой лёгкой «подушки», на фоне которой будет красоваться основной голос. Если же человек в бэк-вокале введёт тембровые окраски и обогатит партии всевозможными приёмами, то они могут просто напросто задавить солиста, то есть информация бэк-вокала будет отвлекать слушателя от основной партии, что, естественно, никак не входит в задачи. Проще говоря, бэк-вокалист не должен стараться самовыражаться в «пачках», всё должно быть максимально ровно и служить основной цели – создать оправу «бриллианта», т.е. для основной партии. Конечно, всё это зависит от задач конкретного произведения, от художественной задумки именно этой песни.
Музыкальная память
Специфика работы бэк-вокалистов такова, что зачатую они приходят на студию ещё не слыша песни, не зная, что ждёт впереди. Исходя из этого, надо быть готовым к самым разным поворотам событий и быть способным исполнить самые разные партии практически на лету, без долгих репетиций. Помимо крепкой нервной системы здесь требуется хорошая профессиональная подготовка, а главное – музыкальная память. При многоканальном наложении вокалист должен хорошо помнить нюансы предыдущих партий – ритмические и звуковысотные моменты и особенно длительности нот и характер окончаний фраз. Помимо чистоты интонирования, бэк-вокалисту требуется ритмика, например, чёткое попадание в синкопы, которыми насыщена современная музыка. Хотя компьютерные технологии могут подкорректировать исполнителя как по вертикали, так и по горизонтали, всё же лучше делать работу чисто, максимально избегая глубокого редактирования, которое отнимает много времени и сил у звукорежиссёров и саунд-продюсеров. Но этим необходимость хорошей памяти не ограничивается. Быть может, самым сложным моментом в бэк-вокале является то, что вокалисту требуется выполнять поставленные задачи очень быстро. Как правило, запись происходит следующим образом. За пультом сидит звукорежиссёр, рядом с ним – саунд-продюсер, аранжировщик, иногда композитор и музыканты… Вы за стеклом перед микрофоном… Вам дают послушать музыкальный отрезок, а далее ставят задачу, напевая или наигрывая партию, которую вы должны исполнить. Естественно, что учить и тем более репетировать времени не дадут. Надо просто прослушать партию, запомнить и повторить на записи. И так десяток раз за песню (учитывая то, что все партии, как правило, прописывают дабл-треками, т.е. в унисон на разные каналы, разбросанные по панораме). Понятно, что при такой работе нужна быстрая скорость реакции и хорошая память.
Для выработки этих навыков можно заниматься, например, пропеванием музыкальных отрезков, сыгранных музыкантом на инструменте. Уже через пару недель реально получить неплохой результат и быть готовым к несложным записям.
Психологическая устойчивость
Работа в студии, как правило, сопряжена с нервным напряжением всех участников записи. Действительно, эта работа очень ответственна, так как ошибки и недочёты неминуемо приведут к потере времени, сил и материальных средств. Бэк-вокалист в студии может попасть в разные условия работы. Например, одни саунд-продюсеры шуткой поднимают настроение, другие – могут кричать в эмоциональном запале. У каждого свои методы работы, и это надо понимать. Ранимый человек (а таких среди музыкантов большинство) может не спеть ни одной ноты, только видя недовольное лицо звукорежиссёра; он может просто «зациклиться» на самом элементарном обороте от малейшего раздражения саунд-продюсера, желающего добиться определённой звуковой картины, которая не всегда получается сразу. Чтобы этого не случилось, бэк-вокалист должен быть готов к контакту с разными типажам и стойко переносить нервный накал, иногда имеющий место в студии. Психологическая устойчивость требуется и в те моменты, когда что-то вдруг не получается. Чтобы окончательно не встать в ступор, надо уметь максимально концентрироваться и выходить из сложных ситуаций. Стоит заметить, что состояние голосового аппарата напрямую зависит от нервной системы. Поэтому при желании поработать бэк-вокалистом хорошо настройтесь, будьте сильны, хотя в большинстве случаев запись проходит легко, гладко, с радостью.
Заключение
Итак, в данной статье мы рассмотрели некоторые моменты специфики работы бэк-вокалиста. Конечно, в рамках обзорной статьи отразить все тонкие нюансы этой работы очень сложно. Мы коснулись лишь самых основных элементов. В заключение хочется сказать, что для успешной работы студийным бэк-вокалистом требуется постоянная тренировка, специальные занятия. Эти занятия имеют свою специфику, например, аккордовое интонирование, «вокальные диктанты» (повторение прослушанных партий), многоканальную запись, гармонические и полифонические тренинги и т.д. В этих занятиях хорошо помогают компьютер и специальные музыкальные программы, в которых можно выполнять записи наложением и анализировать своё исполнение. В этих программах очень удобно создавать бэк-вокальные партии на основе известных песен, т.е. накладывать свой голос, добавляя личный элемент в фактуру готовой песни. В учебных целях это вполне оправдано. Кроме этого, вокалист должен слушать и анализировать различный музыкальный материал, интересные вокальные партии разных музыкальных жанров. Это поможет расширить профессиональный кругозор и будет способствовать развитию хорошего вкуса. И конечно, лучшей школой является практика, реальная студийная запись, которая очень не проста, но всегда полезна.
В наши дни в многоголосном исполнительстве произошли коренные изменения. Лежат они исключительно в электронно-технической плоскости. Во-первых, современная наука, реализуя свои плоды во всех областях жизни, дошла до создания удивительных музыкальных устройств, например, гармонайзеров, которые из одного голоса могут сделать полнозвучный аккорд вокальной группы. Применение этих устройств в современной музыке вполне доказало свою состоятельность, несмотря на ряд спорных моментов. Но особенно упрощает процесс создания многоголосных партий современная многоканальная звукозапись. Благодаря ей один человек может спеть за весь вокальный ансамбль, записывая партии по очереди. И вполне естественно, что вокалист, записывая песню и имея такие возможности, не может удержаться от соблазна «подпеть себе в терцию». Поэтому каждый современный певец так или иначе столкнётся с работой бэк-вокалиста. Многие исполнители создают многоголосные партии сами, то есть подпевая самому себе. Но многие певцы поняли, что бэк-вокал это несколько другая профессия, которая имеет свою специфику. Стоит ещё добавить, что многие продюсеры и аранжировщики предпочитают записывать бэк-вокальные партии, исполненные другими людьми. В этом случае получается более яркая картина, ведь именно при слиянии разных голосов зачастую получаются уникальные тембровые сочетания. Таким образом, в наши дни образовалась новая необычная профессия – студийный бэк-вокалист, в задачу которого входит создавать своим голосом многоголосные вокальные партии в музыкальных произведениях. Многие могут подумать, что, имея хороший голос, слух и профессиональную подготовку, можно сразу приступить к записи. Но это не всегда получается. Зачастую, переоценив свои возможности, вокалист попадает в не очень приятные истории, которые могут заставить задуматься о личных данных и привести к депрессии. Связаны они с тем, что вокалист, не совсем зная специфику и не имея опыта, просто оказывается не готов к такой работе. В данной статье в обзорной форме хочется остановиться на некоторых моментах, которые, надеюсь, помогут избежать сложностей при работе в студии в качестве бэк-вокалиста.
Чистота интонации
Наверное, одним из самых главных элементов профессионального арсенала бэк-вокалиста является умение чисто интонировать. Стоит отметить, что создание голосовых аккордовых «подкладов» в интонационном отношении несколько отличается от исполнения главной партии. В мелодическом исполнении (т.е. при пении основного голоса) вокалисты используют художественное интонирование, где в основе лежат ладовые тяготения. Ноты в ладу не имеют какой-либо раз и навсегда чёткой фиксации (тем более фортепианной темперации). При художественном интонировании тяготениями создаётся энергия, нотам придаётся внутреннее движение. Иногда ноты в ладу настолько отличаются от рояльного строя, что взятые изолированно, вне музыкального контекста, будут откровенной фальшью. Но вся тайна в том, что в конкретном ладу, в музыке это не считается дефектом, наоборот, отклонения от темперированного шаблона являются мощным эмоциональным художественным средством. При гармоническом пении, то есть создании многоголосных аккордов, интонирование подчиняется другим законам. Здесь главное – отсутствие биений нотных частот. Поэтому интонирование аккордовых звуков строится по чистому строю, основанному на натуральном гармоническом звукоряде, который, кстати, тоже отличается от рояльного.
Все эти факты отчасти могут объяснить, почему вокалисты, привыкшие петь соло и главные партии, не всегда могут быстро создавать чистые аккорды. Здесь, как и в любом другом деле, нужна тренировка, так как аккордовые ноты интонируются во взаимосвязи с другими нотами, т.е. «подбираются» частоты аккорда. Поэтому для работы бэк-вокалистом певец должен ежедневно работать именно с аккордами, в составе виртуальной «вокальной группы» и накапливать опыт чистоты их создания. В противном случае на студии неожиданно всплывут недочёты, с которыми будет трудно бороться сиюминутно, т.е. во время записи.
Особенности тембра, индивидуальных вокальных приёмов и мелизмов…
При пении основной партии вокалист много работает над тем, чтобы создать максимально богатую тембровую палитру голоса, найти собственные исполнительские приёмы, использовать интересные мелизмы. Однако в бэк-вокале это не всегда даёт желаемый результат. Более того – это может отрицательно влиять на конечный продукт в целом. Зачастую от бэк-вокалиста требуется создание мягкого пэда, некой лёгкой «подушки», на фоне которой будет красоваться основной голос. Если же человек в бэк-вокале введёт тембровые окраски и обогатит партии всевозможными приёмами, то они могут просто напросто задавить солиста, то есть информация бэк-вокала будет отвлекать слушателя от основной партии, что, естественно, никак не входит в задачи. Проще говоря, бэк-вокалист не должен стараться самовыражаться в «пачках», всё должно быть максимально ровно и служить основной цели – создать оправу «бриллианта», т.е. для основной партии. Конечно, всё это зависит от задач конкретного произведения, от художественной задумки именно этой песни.
Музыкальная память
Специфика работы бэк-вокалистов такова, что зачатую они приходят на студию ещё не слыша песни, не зная, что ждёт впереди. Исходя из этого, надо быть готовым к самым разным поворотам событий и быть способным исполнить самые разные партии практически на лету, без долгих репетиций. Помимо крепкой нервной системы здесь требуется хорошая профессиональная подготовка, а главное – музыкальная память. При многоканальном наложении вокалист должен хорошо помнить нюансы предыдущих партий – ритмические и звуковысотные моменты и особенно длительности нот и характер окончаний фраз. Помимо чистоты интонирования, бэк-вокалисту требуется ритмика, например, чёткое попадание в синкопы, которыми насыщена современная музыка. Хотя компьютерные технологии могут подкорректировать исполнителя как по вертикали, так и по горизонтали, всё же лучше делать работу чисто, максимально избегая глубокого редактирования, которое отнимает много времени и сил у звукорежиссёров и саунд-продюсеров. Но этим необходимость хорошей памяти не ограничивается. Быть может, самым сложным моментом в бэк-вокале является то, что вокалисту требуется выполнять поставленные задачи очень быстро. Как правило, запись происходит следующим образом. За пультом сидит звукорежиссёр, рядом с ним – саунд-продюсер, аранжировщик, иногда композитор и музыканты… Вы за стеклом перед микрофоном… Вам дают послушать музыкальный отрезок, а далее ставят задачу, напевая или наигрывая партию, которую вы должны исполнить. Естественно, что учить и тем более репетировать времени не дадут. Надо просто прослушать партию, запомнить и повторить на записи. И так десяток раз за песню (учитывая то, что все партии, как правило, прописывают дабл-треками, т.е. в унисон на разные каналы, разбросанные по панораме). Понятно, что при такой работе нужна быстрая скорость реакции и хорошая память.
Для выработки этих навыков можно заниматься, например, пропеванием музыкальных отрезков, сыгранных музыкантом на инструменте. Уже через пару недель реально получить неплохой результат и быть готовым к несложным записям.
Психологическая устойчивость
Работа в студии, как правило, сопряжена с нервным напряжением всех участников записи. Действительно, эта работа очень ответственна, так как ошибки и недочёты неминуемо приведут к потере времени, сил и материальных средств. Бэк-вокалист в студии может попасть в разные условия работы. Например, одни саунд-продюсеры шуткой поднимают настроение, другие – могут кричать в эмоциональном запале. У каждого свои методы работы, и это надо понимать. Ранимый человек (а таких среди музыкантов большинство) может не спеть ни одной ноты, только видя недовольное лицо звукорежиссёра; он может просто «зациклиться» на самом элементарном обороте от малейшего раздражения саунд-продюсера, желающего добиться определённой звуковой картины, которая не всегда получается сразу. Чтобы этого не случилось, бэк-вокалист должен быть готов к контакту с разными типажам и стойко переносить нервный накал, иногда имеющий место в студии. Психологическая устойчивость требуется и в те моменты, когда что-то вдруг не получается. Чтобы окончательно не встать в ступор, надо уметь максимально концентрироваться и выходить из сложных ситуаций. Стоит заметить, что состояние голосового аппарата напрямую зависит от нервной системы. Поэтому при желании поработать бэк-вокалистом хорошо настройтесь, будьте сильны, хотя в большинстве случаев запись проходит легко, гладко, с радостью.
Заключение
Итак, в данной статье мы рассмотрели некоторые моменты специфики работы бэк-вокалиста. Конечно, в рамках обзорной статьи отразить все тонкие нюансы этой работы очень сложно. Мы коснулись лишь самых основных элементов. В заключение хочется сказать, что для успешной работы студийным бэк-вокалистом требуется постоянная тренировка, специальные занятия. Эти занятия имеют свою специфику, например, аккордовое интонирование, «вокальные диктанты» (повторение прослушанных партий), многоканальную запись, гармонические и полифонические тренинги и т.д. В этих занятиях хорошо помогают компьютер и специальные музыкальные программы, в которых можно выполнять записи наложением и анализировать своё исполнение. В этих программах очень удобно создавать бэк-вокальные партии на основе известных песен, т.е. накладывать свой голос, добавляя личный элемент в фактуру готовой песни. В учебных целях это вполне оправдано. Кроме этого, вокалист должен слушать и анализировать различный музыкальный материал, интересные вокальные партии разных музыкальных жанров. Это поможет расширить профессиональный кругозор и будет способствовать развитию хорошего вкуса. И конечно, лучшей школой является практика, реальная студийная запись, которая очень не проста, но всегда полезна.
Текст: Елена ЕРМАК. Журнал "MusicBox".