Франкфурт. Musikmesse-2002. Часть 2

Продолжим знакомство с выставкой Musikmesse, начатое в предыдущих номерах. Но прежде, чем продолжить, – небольшое "лирическое отступление". Выставка во Франкфурте обычно проходит примерно в те же дни, что и выставка стрелкового оружия в другом германском городе – Нюрнберге. В этом году она началась на несколько дней раньше, чем Musikmesse, и я успел еще в Москве посмотреть репортаж об этом событии в одном из выпусков новостей по РТР. Продолжался он минут пять – невероятно долго для новостей, дольше, чем репортаж о событиях на Ближнем Востоке.

Корреспонденты со всех сторон показали ружья, карабины, пистолеты и револьверы, смакуя их (иначе не скажешь!) под разными углами и освещением, любовно держа их в руках и ласково поглаживая – словом, материал для Фрейда… Но дело в том, что по своим размерам выставка в Нюрнберге раз в двадцать меньше Musikmesse! Однако послать съемочную группу во Франкфурт наверняка не придет в голову никому из наших телевизионных начальников! Первый и последний раз это произошло лет восемь назад, когда на Musikmesse ездила съемочная группа выходившей в то время на Первом канале передачи "Джем". Неплохая, кстати, передача была… Жаль, что музыкальная и звуковая выставка пока не представляет интереса для тех, кто решает, что показывать нашему зрителю, а без чего он обойдется. А ведь музыкантов в нашей стране пока еще больше, чем "человеков с ружьем"…

Но вернемся к выставке. Продолжу рассказ о программном и аппаратном обеспечении для компьютерных звуковых станций.

Здесь с сенсационной новинкой выступила компания Digidesign. Впервые в Европе была показана новая разработка – рабочая станция Pro Tools HD. В ней используется новая, высокотехнологичная аппаратная архитектура, которая обеспечивает больше ресурсов DSP и поддерживает высокую частоту дискретизации (до 192 кГц). Пожалуй, эта частота дискретизации и была самой большой сенсацией – до этого массовые рабочие станции с таким разрешением не работали. Другое дело, что вопрос о необходимости использования столь высокой частоты дискретизации остается открытым – очень многие звукорежиссеры, инженеры и продюсеры не без оснований считают, что никакого реального выигрыша в качестве звука этот формат не дает, и лишь увеличивает размер файлов.

Система Pro Tools HD выпускается в трех вариантах: Pro Tools HD 1, Pro Tools HD 2, и Pro Tools HD 3.

Каждая станция Pro Tools HD использует по меньшей мере один новый аудиоинтерфейс, (192 I/O или 96 I/O), а также поддерживаются уже существующие аудиоинтерфейсы Pro Tools в качестве дополнительных средств ввода/вывода. Все системы Pro Tools HD поставляются с новейшей версией Pro Tools и являются модульными, что позволяет расширять их по мере роста потребностей.

Pro Tools HD 1 базируется на карте HD Core. Эта PCI-карта имеет производительность, вдвое большую, чем у карты Digidesign MIX Core, поддерживает до 32 каналов ввода/вывода с аудиоинтерфейсов Digidesign, и содержит несколько мощных DSP для микширования и обработки.

Pro Tools HD 2 включает в себя карту HD Core и дополнительную карту HD Process, которая дает двукратный рост производительности, и поддерживает до 64 каналов ввода/вывода на аудиоинтерфейсах Pro Tools.

Система Pro Tools HD 3 содержит карту HD Core и две дополнительных карты HD Process, поддерживая до 96 каналов ввода/вывода.

192 I/O
96 I/O
SYNC I/O
PRE I/O
MIDI I/O
Большой интерес вызвали у песетителей стенда Digidesign два новых аудиоинтерфейса для Pro Tools HD: 192 I/O и 96 I/O, которые обеспечивают богатый выбор аналоговых и цифровых каналов, и имеют отличное соотношение цена/производительность.

В дополнение к аудиоинтерфейсам 192 I/O и 96 I/O выпущены три новых дополнительных прибора для Pro Tools HD:

SYNC I/O – новый синхронизатор для Pro Tools HD, поддерживающий все стандартные протоколы синхронизации и форматы тайм-кода;

PRE – новый восьмиканальный микрофонный предусилитель с дистанционным управлением, разработанный специально под среду HD;

MIDI I/O – новый многоканальный интерфейс MIDI с поддержкой USB для Pro Tools HD, имеющий 8 портов ввода и 8 портов вывода MIDI, и функцию Digidesign Time Stamping, обеспечивающую стабильность MIDI clock.

Все приборы выполнены в едином стиле, и, по моему мнению, заслуживают премии за дизайн – очень уж они красивые!

В Pro Tools HD использован новый интерфейс DigiLink. Кабель DigiLink обеспечивает связь между аудиоинтерфейсами и картами HD Core и HD на расстояниях до 30 м. Кабели DigiLink используются и для объединения в цепь приборов 192 I/O и 96I/O.

Современная версия Pro Tools может теперь работать по сети, и ее архитектура типа "звезда" предусматривает построение сети, использующей единый Digiserver и несколько рабочих станций Pro Tools. Это делает систему превосходным инструментом для производства больших post production-проектов.

Также, наряду с известными контроллерными консолями Digidesign ProControl и Mackie HUI (кстати, как выяснилось из личного разговора, Грэг Мэки знает о русском значении этого слова), компания Digidesign активно рекомендует и новую контроллерную консоль от Focusrite, которая называется Control|24. Она оснащена 16 микрофонными входами.

Немецкая Компания Emagic показала на выставке долгожданную версию 5.1 своего хита – программы Logic Platinum.

В ней применена уникальная технология DOT (DSP Optimisation Technology), которая повышает производительность процессоров Pentium III, Pentium IV, Athlon XP, благодаря чему они приобретают качества процессоров Macintosh G4 с технологией Velocity Engine. Повышаются скорость и устойчивость обработки аудиоинформации. Но для работы с этой технологией нужны специальные программные модули (plug-ins), которые имеют соответствующее лого на мониторе. Разработчики уверяют, что производительность возрастает вплоть до четырехкратной!

Интересная возможность появилась и для музыкантов – если сыграно больше одной ноты, программа вычисляет гармоническую функцию и показывает ее буквенно-цифровое обозначение, то есть интервалы просчитываются и показываются как символы аккордов. Можно себе представить, сколько ошибок делает программа – если, конечно, музыка не на "три блатных аккорда"!

К лету разработчики Emagic обещают обеспечить поддержку Logic Platinum для описанной выше системы Pro Tools HD. Соответственно, программа будет поддерживать частоту дискретизации 192 кГц, будет работать с новыми интерфейсами и периферийными устройствами от Digidesign.

Музыкантов Emagic порадовала двумя программными эмуляторами: это легендарные Hohner D6 Clavinet (EVD6) и Hammond B3 (EVB3), c имитацией вращающихся динамиков в кабинетах Leslie. Моделирование звука производится 32-разрядными алгоритмами, что дает высокую степень достоверности звучания программ.

Emagic выпустила также целую коллекцию новых подключаемых модулей в форматах TDM для пользователей Pro Tools, и VST для "широких народных масс". TDM-модули включают Tape Delay, Autofilter, Mod Delay, Enveloper, Phaser, Ensemble, Spectral Gate, Distortion, Overdrive, Bit Crusher, Phase Distortion, Clip Distortion, Tremolo и SubBass.

Как известно, компании Emagic теперь принадлежат права на дистрибьюцию программы Samplitude – одной из наиболее приличных программ многодорожечной записи и монтажа для РС. Учитывая, что сама Emagic, в свою очередь, принадлежит корпорации Roland – получается "слоеный пирог".

И вот выпущена новая версия Samplitude – Samplitude Pro, включающая новые функциональные возможности: микширование в формате surround sound и работу с контроллером Logic Control.

Emagic готовит к выпуску также программу для мастеринга и записи компакт-диска – WaveBurner Pro, также для платформы Windows. С ее помощью можно создавать треки, регионы и кросс-фейды, вставлять паузы и индексы. Программа включает модули: многополосный компрессор, эквалайзер Fat EQ и лимитер. Также могут быть использованы модули в форматах VST и DirectX. Программа работает с разрядностью 24 бит, внутренней разрядностью вычислений 32 бит, частотой дискретизации 96 кГц. На последнем этапе производится конвертация в в 16-битный формат компакт-диска с использованием алгоритма dithering POW-r.

На рынок компьютерного обеспечения вышла и компания Focusrite. На выставке была показана совместная разработка компаний Focusrite и Digidesign Mbox, представляющая собой миниатюрный двухканальный аудиоинтерфейс с питанием от шины USB (то есть не требующий своего отдельного питания) и с высококачественными 24-битными входами/выходами. Два аналоговых комбинированных входа TRS/XLR оборудованы микрофонными предусилителями Focusrite с фантомным питанием 48 В. На задней панели расположены два 1/4" аналоговых выхода, а цифровой выход имеет формат S/PDIF. Также предусмотрены выходы на наушники (джек и мини-джек) с регулировкой громкости. На передней панели эргономичные регуляторы чувствительности, переключатели источников сигнала и два аналоговых разрыва.

Mbox
В комплект поставки Mbox входит программное обеспечение Pro Tools 5.2 LE с поддержкой DigiStudio. Сессии, записанные с помощью Mbox, полностью совместимы с другими платформами Pro Tools: от Digi 001 до Pro Tools HD.

Появились и новые программные модули для ProTools.

Это программные версии ряда известных аппаратов. Focusrite придерживается своеобразной политики – для нее главным потребителем программных продуктов является Digidesign. Поэтому Focusrite, хотя могла бы создавать программное обеспечение любых форматов, в частности, для VST, разрабатывает модули только для TDM.

Программная среда GigaStudio, представляемая ныне на рынке под торговой маркой Tascam, – одна из самых популярных систем для работы с семплами. Программное обеспечение под Windows доступно в трех различных версиях, позволяющих пользователю создавать аудиопродукцию, и имеющих возможности микширования и эффекты обработки. В каждой версии используется запатентованная технология EndlessWave, позволяющая одновременно воспроизводить соответственно до 160, 96 или 32 семплов непосредственно с жесткого диска. Каждый семпл может иметь объем до 4 ГБ, и при этом не загружается в память. Закольцовывание семплов из соображений экономии памяти необязательно – вместо этого запись может воспроизводиться от начала до конца со всеми естественными характеристиками инструментов, такими как атака, резонанс и затухание.

GigaStudio
Для упрощения работы в реальном времени разработчики создали новый компьютерный интерфейс – GSIF (Giga Sampler Interface Format), который стал стандартным форматом для современных производителей. Этот интерфейс отличается очень маленькой задержкой, порядка 3…10 мс. GigaStudio работает с 64, 32 или 16 MIDI-каналами, обрабатывает аудиоматериал с внутренним разрешением 32 бита, и поддерживает стандарт 24 бит/96 кГц. Новая версия GigaStudio укомплектовывается полным набором программ и библиотек.

Компания Mackie, девизом которой когда-то была фраза "Мы делаем микшеры, и ничего, кроме микшеров", выпускает сейчас, кажется, почти полный спектр професионального аудиооборудования – разве что до микрофонов еще не добралась. Зато добралась до комптьютерных систем. Имею в виду не ставшие уже популярными хард-диск рекордеры со встроенными монтажными функциями – о них далее. Нет, Mackie выпустила программно-аппаратный продукт Mixscape, превращающий PC в настоящую звукозаписывающую студию.

В комплект системы входит контроллер Mixscape 8 Moving-Fader Controller, PCI-карта Mixtreme и интерфейсный модуль Mixscape I/O Audio Interface. Блочная архитектура Mixscape допускает использование как полной, так и частичной комплектации. Таким образом, пользователь может выбирать оптимальную конфигурацию системы в зависимости от поставленной задачи.

Вместе с Mixscape поставляется программа Emagic Logic Audio LE. Кроме того, Mixscape можно использовать с полной версией Logic Audio, Cubase, Nuendo или другими программными системами.

Интерфейсный модуль Mixscape I/O Audio Interface позволяет подключать непосредственно к компьютеру микрофоны, синтезаторы, гитары, звуковые модули и другие источники звука. Он оборудован двумя микрофонными предусилителями с отключаемым фантомным питанием 48 В, двумя сбалансированными/несбалансированными входами на разъемах XLR, двумя сбалансированными выходами и выходом на наушники с регулируемым уровнем сигнала. Для установки чувствительности входа (микрофонный/линейный) предусмотрены переключатели. Коммутация с картой Mixtreme осуществляется через разъем TDIF. Интерфейсный модуль Mixscape I/O Audio Interface можно использовать для увеличения числа аналоговых каналов цифровых микшеров, укомплектованных TDIF-интерфейсом.

Контроллер Mixscape Moving Fader Controller облегчает запись, микширование и монтаж фонограммы, избавляя от необходимости манипулирования виртуальными фейдерами и другими объектами с помощью мыши. Вместо этого можно привычно работать с реальными физическими регуляторами. Он имеет восемь моторизованных фейдеров, восемь вращающихся регуляторов, восемь кнопок solo и mute, клавиши, имитирующие управление лентопротяжным механизмом аналогового магнитофона, MIDI-вход/выход и др.

Карта Mixtreme обеспечивает прием и передачу 16 каналов 24-битного цифрового сигнала через два восьмиканальных порта TDIF. Ммикширование и обработка сигнала эффектами производится с помощью программы Emagic Logic Audio LE. Карту можно коммутировать с интерфейсным модулем Mixscape I/O Audio Interface или любым другим оборудованием, поддерживающим работу в формате TDIF.

С помощью стандартных мультимедийных драйверов Windows 95/98/NT/2000, а также VST-совместимых драйверов ASIO, карту Mackie Mixtreme можно интегрировать в любой MIDI-аудиосеквенсер, или другое программное обеспечение записи и редактирования, для платформы Windows.

Результатом сотрудничества компаний Mackie и Universal Audio стала карта Mackie UAD-1, эмулирующая работу процессоров эффектов и другого оборудования. Использование принципиально новых процессора и архитектуры позволило существенно увеличить скорость обработки — UAD-1 обеспечивает параллельную работу до восьми RealVerb Pro!

Благодаря использованию независимых специализированных процессоров обработки, UAD-1 позволяет высвободить ресурсы центрального процессора компьютера. Кроме того, специализированные DSP обеспечивают существенно более высокое по сравнению с обычными plug-in’ами качество обработки сигнала.

Благодаря этому для карты UAD-1 были созданы более сложные программные модули, в число которых входит ревербератор RealVerb Pro, UAD CS-1 Channel Strip (канальная линейка с эквалайзером, компрессором, демодулятором задержки и процессором эффектов отражений), усилители TELETRONIX LA-2A и 1176LN, гитарный процессор эффектов NIGEL.

Для работы карты необходимы такие программы, как Cubase VST 5.0, Logic Audio Platinum 4.7, Nuendo 1.51 и выше, Wavelab и др.

Продукция компании Mark of the Unicorn (MotU) хорошо известна композиторам и звукорежиссерам во всем мире, прежде всего, благодаря популярной программе Digital Performer, хотя у нас число пользователей этой программы не так велико. А вот голливудские композиторы все как один работают именно в этом MIDI/аудиосеквенсере. Может, потому, что это "родная" американская программа, может, потому, что лучше других секвенсеров "заточена" под работу с видеорядом и отлично подходит для целей post production.

Программа обновляется не быстро: сравните номер ее текущей версии – третий – с пятыми версиями Stein- berg Cubase и Emagic Logic, не говоря уж о десятой версии Cakewalk. Не меньше, чем программная продукция, популярны аппаратные средства от MotU: MIDI- и аудиоинтерфейсы, многоканальныеАЦП/ЦАП, синхронизаторы, контроллерные консоли и др.

До сих пор компания хранит верность платформе Apple Macintosh, и не стремится к многоплатформенности – но при этом чувствует себя прекрасно в финансовом отношении.

Как тут не вспомнить неудавшийся эксперимент с переносом Pro Tools на пларформу Windows! Уж в начале появления новой системы скептики (в том числе и я) подвергали сомнению основную идею руководства компании Digidesign и ее разработчиков – расширить круг пользователей за счет приверженцев РС. Никакой экономии такой переход не предвещал, поскольку РС, способный работать с Pro Tools, стоил не меньше Macintosh, к тому же сами разработчики гарантировали работу Pro Tools под Windows только на рабочей станции IBM Intellistation – огромном и очень дорогом компьютере. Прошедшие три года показали правоту сомневавшихся: те, кто хочет работать на Pro Tools, хотят именно работать, а не проводить эксперименты по тестированию системы – "заработает или не заработает?"

Так что же нового появилось в третьей версии Digital Performer?

Прежде всего, программа оптимизирована для работы с двухпроцессорными компьютерами Apple Macintosh G4 – она имеет специального "менеджера процессорных ресурсов", что позволяет более эффективно использовать и уже существующие программные модули формата MAS. Программа предоставляет возможность выстраивать окна с видеороликами QuickTime в последовательный ряд во время монтажа. Digital Performer поддерживает модуль VocAlign от SynchroArts, который позволяет легко и быстро производить автоматическую замену диалогов при дубляже видео (ADR). Можно видеть видеоряд как линейную последовательность кадров одновременно с просмотром и редактированием MIDI- и аудиодорожек, что делает инт ерфейс программы похожим на Adobe Premiere.

Digital Performer позволяет импортировать и экспортировать проекты Pro Tools в формате OMF через DigiTranslator.

Можно открыть одновременно несколько окон разных программных модулей.

Интересной особенностью программы является возможность работы в surround sound в форматах 5.1, 6.1, 7.1, и даже новейшем формате 10.2. Для этого в каждой канальной ячейке регулятор панорамы заменен на колесо типа jog, и программа позволяет использовать соответствующие модули от других фирм для surround-микширования. Если пользователь хочет пользоваться аппаратным панораматором, можно использовать недорогие USB-джойстики, совместимые с расширениями формата Input Sprockets.

Появилось и пятнадцать новых модулей от MotU, в том числе: калибратор мониторов, позволяющий отъюстировать параметры студийного контроля, включая surround-систему; Bass Manager, осуществляющий то же самое в отношении басового канала surround-систем. Появились специальные инструменты для surround-микширования: параметрический эквалайзер, лимитер, задержка обратной связи. Еще один новый модуль – это гейт из серии MasterWorks, работающий с уникальной разрядностью обработки – 64 бита! Необычен для компьютерной рабочей станции программный модуль MS-декодера, предназначенный для тех случаев, когда система будет использоваться при прямой мастер-записи со стереопары. Этот модуль оснащен регулятором ширины стереобазы.

Известная немецкая компания TC Works, являющаяся дочерней компанией датской фирмы TC Electronic, представила на выставке новый продукт – звуковую карту TC PowerCore. До этого фирма занималась только программными продуктами, но вот – вышла и на и без того перенасыщенный рынок "железа". С чем же вышла?

TC PowerCore
TC PowerCore – это DSP-карта PCI, предназначенная для обработки цифровой информации. Фирма не стала делать "комбайн" из АЦП/ЦАП и процессоров обработки, так что пользователю потребуются внешние конвертеры или плата ввода-вывода аудио. Хочу обратить внимание, что впервые система DSP построена на процессоре Motorola PowerPC, но не том, который применяется в компьютерах Apple, а на другом, "промышленном" процессоре 8240, оснащенном собственной памятью – 8 МБ D-RAM. На карте также находятся четыре процессора Motorola 56362, также каждый со своим внешним модулем памяти S-RAM. Карта предназначена для работы как на компьютерах Macintosh, так и Windows.

Вся эта мощь и сила предназначены для того, чтобы сделать самые сложные процессы обработки быстрыми и надежными. И действительно, одновременно можно запускать несколько обработок разного типа, а поскольку можно установить до четырех карт, то возможности системы становятся поистине безграничными… Карту можно применять со всеми профессиональными программами форматов VST и MAS: Logic Audio, Digital Performer, Cubase VST, Nuendo, Spark, Peak, EMU Paris, WaveLab и т.д. TC PowerCore поддерживает любые системы ввода-вывода аудио: ASIO, Dididesign Direct I/O, Sound Manager и т.д.

К карте прилагается целый "букет" из трех десятков всевозможных фирменных программных эффектов от TC Works, перечень которых займет полстраницы.


От компьютерных решений обратимся, наконец, к традиционной студийной технике. Несмотря на все успехи производителей аппаратных и программных средств, производители компонентных студийных приборов тоже не сидят сложа руки, и их бизнес отнюдь не хиреет. Как бы ни развивались "виртуальные студии" и системы типа "все в одном" – число тех профессионалов, кто продолжает пользоваться приборами динамической, частотной и пространственной обработки, и приобретать новые, не уменьшается.

Что же появилось в этом сегменте рынка профессионального звукового оборудования?

В прошлом номере мы рассказали о нелегкой судьбе торговой марки Alesis, пережившей банкротство и обретшей новую команду управленцев. Тем не менее, качество продукции этой компании традиционно высокое, и события в области менеджмента не поколебали этого качества.

И на нынешней выставке компания показала несколько интересных приборов.

Новый программируемый стереофонический процессор эффектов Alesis Akira предназначен для использования как в студиях, так и при звукоусилении. Процессор имеет два канала эффектов, 24-битные АЦП/ЦАП, 28-битную внутреннюю обработку, частоту дискретизации 48 кГц, 100 фабричных программ (ревербераторы, задержки, модуляторы частоты, фильтры, специальные эффекты), MIDI вход/выход и аналоговые входы/выходы на симметричных TRS-разъемах.

Alesis Akira
Было представлено целое семейство новых портативных цифровых процессоров с модульной архитектурой Alesis ModFX. Это набор из четырнадцати настольных приборов: Fidelity X, Vertigo, Ampliton, Spectron, Bitrman, Koruz, Phlngr, Formantz, Lymitre, Metavox, Faze, Philtre, Nastify и Smashup. Каждый из приборов производит один определенный вид эффекта, при этом все эти модули могут быть включены в последовательную цепочку.

Alesis ModFX
Все они имеют стереофонические 24-битные АЦП/ЦАП, 28-битную внутреннюю обработку, частоту дискретизации 48 кГц. В них используется технология ModLink, осуществляющая коммутацию нескольких устройств без использования кабеля. Приборы имеют аналоговые входы/выходы на несбалансированных 1/4" разъемах, внешний блок питания с постоянным напряжением 9 В. Каждый блок может быть приобретен отдельно и имеет размеры 148 мм х 92 мм х 33 мм.

Долгие годы Alesis производила легендарный третьоктавный стерефонический эквалайзер EQ-230 – едва ли не единственный эквалайзер такого типа, умещавшийся в рэковом модуле высотой 1 U. Новый графический цифровой 1/3-октавный эквалайзер Alesis DEQ-230 с возможностью программирования пресетов — это универсальный прибор, работающий как в студии, так и на концерте.

Alesis DEQ-230
Процессор имеет два канала, 24-битные АЦП/ЦАП, 28-битную внутреннюю обработку, частоту дискретизации 48 кГц, большой эргономичный графический дисплей, возможность записи и вызова 50 пресетных и пользовательских программ, аналоговые входы и выходы на несимметричных 1/4"-разъемах, внешний блок питания с постоянным напряжением 9 В. Кстати, обращаю внимание, что в течение многих лет приборы от Alesis работали на переменном напряжении 9 В, и были в этом отношении уникальны. Я помню, сколько неудобств доставляла на практике эта "уникальность"! Теперь фирма решила, что надо быть в этом отношении "как все" – и правильно сделала.

О продукции компании Focusrite уже упоминалось выше. Но все-таки Focusrite – это, прежде всего, производитель "железа": микрофонных предусилителей, эквалайзеров, компрессоров. Мало кто знает, что в начале своего пути фирма выпускала микшерные пульты. (Я могу ошибаться, но, по-моему, в российских студиях консолей от Focusrite нет).

Элитные приборы серий Blue и Red – непременный атрибут студий звукозаписи и мастеринговых лабораторий высшего класса. Есть у компании и продукция для бюджетных пользователей проджект-студий из популярной серии Platinum. Но и в этой "экономической" серии производитель не идет на компромиссы в качестве усиления (класс А), лишь ограничивая гибкость и функциональность приборов.

Одноканальный аналоговый звуковой процессор Focusrite ISA 220 Session Pack базируется на схемотехнике известной модели ISA 430 Producer Pack.

В начале тракта прибора находится классический трансформаторный микрофонный предусилитель, имеющий линейный и инструментальный входы, фантомное питание и переключатель фазы. Следующая секция – четырехполосный эквалайзер с обрезными фильтрами низких и высоких частот. Компрессор построен по технологии Class A VCA с каналом side chain, и благодаря этому может переключаться в цепь сигнала перед эквалайзером. Также компрессор оборудован уникальной схемой Blend, которая микширует обработанный и необработанный сигналы при больших порогах компрессии. Благодаря этому компрессия смягчается. После компрессора расположен оптоэлектронный де-эссер с фазовой коррекцией, а затем частотно-зависимый трехполосный лимитер.

Focusrite ISA-220 Session Pack
В каждой секции прибора предусмотрен индивидуальный выключатель bypass. Естественно, есть переключатель обхода и для всего прибора. Характер работы ISA 220 отображается на классическом аналоговом VU-индикаторе. На задней панели расположены разъемы XLR и TRS, а на передней панели – дополнительный инструментальный вход на разъеме 1/4" TRS.

Опционная плата цифрового выхода (AES/EBU, S/PDIF и TOSLINK) поддерживает работу с частотами 44,1…96 кГц с разрешением 16, 20 и 24 бит, и дает возможность внешней синхронизации по Word Clock, а также Pro Tools Super Clock.

В серии Platinum появился новый прибор Focusrite Platinum OctoPre. Он имеет восемь каналов, оснащенных транзисторными микрофонными предусилителями Focusrite Class A и компрессорами-лимитерами.

Focusrite Platinum OctoPre
Прибор может коммутироваться с любой цифровой звуковой рабочей станцией, микшером или многодорожечным рекордером через восемь симметричных аналоговых выходов, или через опционный АЦП. Первые два канала имеют переключатели фазы и TRS-входы на передней панели. АЦП поддерживает формат 24 бит/96 кГц и предусматривает цифровую коммутацию 8 каналов AES, S/PDIF и ADAT. Предусмотрен разъем BNC для внешней аудиосинхронизации Word Clock. Выходы AES и S/PDIF могут работать одновременно с оптическим выходом. Таким образом, общее число каналов – 16, частоты дискретизации 44, 1 и 48 кГц при разрешении 16, 20 или 24 бит.

Еще один прибор в серии Platinum – Focusrite Platinum Trak Master. Это одноканальный аналоговый процессор высотой 1U. Прибор включает в себя следующие секции: транзисторный микрофонно-линейный предусилитель Class A с фантомным питанием и обрезным фильтром низких частот, опто-электронный компрессор, трехполосный эквалайзер и регулятор уровня выходного сигнала.

Focusrite Platinum Trak Master
Секции компрессора и эквалайзера могут отключаться и меняться местами в тракте сигнала. Эквалайзер имеет набор пресетов, оптимизированных для записи вокала или инструментов, причем пресеты отдельные для низко- и высокочастотного участков диапазона. Trak Master также оборудован патентованной схемой Tube Sound, позволяющей пользователю эмулировать звуковые характеристики ламповых приборов.

Микрофонный и инструментальный входы оснащены соответственно разъемами XLR и 1/4" TRS. Выходы на джеках 1/4" TRS имеют переключатели уровней -10 дБV/+4 дБu. Опционно Trak Master может комплектоваться АЦП 24 бит/96 кГц с разъемом BNC для внешней синхронизации по протоколу Word Clock. При этом специальный светодиод на передней панели отображает статус режима синхронизации.

Название компании Lexicon сразу ассоциируется с ревербераторами, хотя фирма выпускает и остальные широко распространенные эффекты: процессоры задержки, хорус, флэнджер и др. Исследовательский отдел компании ведет разработку цифровых алгоритмов, эмулирующих реверберационные характеристики различных помещений.

Модельный ряд приборов от Lexicon можно разделить по нескольким направлениям. Это - бюджетные модели серии MPX, высококлассные приборы 81/91/300/400 серий и, конечно, флагман реверберации Lexicon 960L, разработанный специально для работы в системах surround.

При этом, компания около 10 лет присутствует и на рынке бытовой Hi-End аппаратуры, осваивая и сектор домашних Hi-Fi театров.

На выставке фирма представила двухканальный стереопроцессор Lexicon MPX 110 с 24-разрядной внутренней обработкой и цифровым выходом S/PDIF. MPX 110 использует специализированный процессор Lexichip, и предлагает пользователю 240 фабричных пресетов, 16 пользовательских пресетов, истинно стереофонические классические реверберационные алгоритмы Lexicon: Ambience, Plate, Chamber и Inverse, а также эффекты: тремоло, Leslie, хорус, флэнджер, сдвиг высоты тона, расстройка, задержка и эхо. Двухканальная обработка позволяет независимо обрабатывать эффектами левый и правый каналы.

Lexicon MPX 110
С помощью расположенного на передней панели контроллера Adjust можно моментально изменять параметры эффектов, а регулятор Effects/Balance управляет глубиной или балансом комбинаций эффектов. Режим Learn Mode позволяет управлять с помощью MIDI-команд уровнем и параметрами эффектов, обходом, миксом и функцией Tap. Задержка управляется функцией Tap, воспринимающей сигналы от аудиовхода, от кнопки Tap на передней панели, от двойного ножного переключателя, от внешнего контроллера MIDI или от команд MIDI Program Change. Предусмотрены два двухуровневых индикатора динамики. Имеются выход на наушники, порт MIDI Out/Thru, обход эффекта, mute выхода с кнопки или ножного переключателя.

Была представлена и новая версия ревербератора Lexicon MPX500 - с программным обеспечением Software V.2

Lexicon MPX500
Прибор разработан для профессионального использования в бюджетных студиях и имеет 24-битную двухканальную обработку сигнала, 240 классических истинно стереофонических программ, 24-битные ЦАП и АЦП (44,1 или 48 кГц), симметричные аналоговые входы/выходы (XLR и TRS), цифровые входы/выходы S/PDIF, встроенный универсальный блок питания и полную поддержку протокола MIDI. А раздельная стереофоническая двухканальная схема прибора дает возможность использовать его в качестве двух независимых монофонических процессоров.

Программы MPX500 организованы в 25 банков (24 пресетных и 1 пользовательский). Каждая программа имеет до 16 постранично разделенных регулируемых параметров. При этом, кнопка Edit позволяет перемещаться по всем доступным страницам текущей программы, а каждая программа содержит специальный пользовательский параметр быстрого доступа к наиболее важным характеристикам звука.

В приборе представлены все алгоритмы реверберации от фирмы Lexicon, воссоздающие реальную акустику большинства существующих помещений. Эффект Chorus использует шесть голосов с независимой регулировкой задержек и панорамы. Flange эмулирует звучание классического аналогового флэнджера с помощью двух шаговых задержек, по одной на канал. Эффект Pitch позволяет сдвигать высоту тона на одну октаву вверх и на две вниз. Программы Delay и Echo (до 5,5 секунд) имеют моно, стерео, двойную, пинг-понг, и многие другие время-зависимые модификации. Эффект Tremolo предоставляет пользователю широкий выбор огибающих. Алгоритм Rotary эмулирует вращающийся динамик Leslie. Эффект Detune обеспечивает два голоса на канал. Среди уникальных спецэффектов присутствуют Jet Flange, Infi- nite Delay, Diffusor, Dream Sequence, Echoes: Beats, Stereo Stage, The Abyss и другие. Двойные программы комбинируют алгоритмы Delay или Reverb с Flange, Pitch, Chorus или друг с другом. Параметр Effects Balance позволяет управлять относительным балансом каждого эффекта в комбинации. В двойных программах используются четыре конфигурации внутренних соединений: двойная стерео (параллельная), каскадная, двойная моно и раздельная моно.

Прибор имеет следующие уникальные режимы: Program Cue (специально для "живой" работы) - отображение следующей загружаемой программы; Locked Mode (для "живой" и студийной работы) - загрузка только выбранных пользовательских программ; Digital Output Mode - использование ревербератора одновременно в качестве отдельного 24-битного конвертера и эффект-процессора. Все управление может автоматизироваться по MIDI и записываться в любой секвенсер.

Программное обеспечение V2.0 поддерживает следующие функции: стереофонический компрессор с 250 пресетами и регулировкой параметров Threshold, Ratio, Attack и Release; 34 дополнительные ячейки пользовательских пресетов; расширение объема заводских пресетов; расширение некоторых возможностей пользовательского интерфейса. Для владельцев предыдущей модификации процессора возможно приобретение дополнительной микросхемы ROM-памяти с программным обеспечением V2.0.

Еще один ревербератор Lexicon MPX 200 - это двухканальный 24-битный процессор эффектов, построенный на базе DSP Lexichip. MPX 200 имеет аналоговые входы/выходы с 24-битным конвертерами, и цифровые вход/выход S/PDIF. При этом, выходы можно использовать одновременно. Два канала процессора работают в режиме каскада, двойного моно, двойного стерео и разделенного моно.

Lexicon MPX 200
Главным отличием нового процессора эффектов от всех предыдущих моделей Lexicon является наличие встроенного цифрового компрессора, который можно использовать во всех пресетах. Прибор имеет 240 заводских пресетов, включая классический ревербератор Lexicon, хорус, задержку до 5,5 секунд, эхо, флэнджер, тремоло, эмуляцию Leslie, detune и др. Для сохранения пользовательских программ предусмотрено 64 ячейки. Каждый пресет имеет 8 регулируемых параметров (4 эффекта + 4 компрессора). На передней панели прибора расположены органы управления ключевыми функциями, включая регуляторы входного уровня сигнала, загрузки и редактирования программ, компрессора, переключатель режима bypass, а также многофункциональная ручка Adjust. Все вносимые изменения и текущие настройки отображаются на светодиодном дисплее. MPX200 поддерживает широкий набор команд управления с помощью MIDI, включая смену программ, MIDI dump, режим обучения. Установкой времени задержки или модуляции можно управлять через аудиовходы, кнопкой Tap на передней панели, ножным переключателем или с внешнего MIDI-контроллера.

Обновленная версия программного обеспечения Lexicon Automates 960L позволяет автоматизировать управление процессами: можно записывать и в последующем воспроизводить смену программ, перемещения по панораме, изменения параметров и пр. В процессе записи или микширования звукорежиссер может пользоваться и другими доступными функциями, в то время как 960L будет автоматически воспроизводить ранее записанные изменения, синхронизируясь с входящим MIDI тайм-кодом.

В памяти 960L может храниться до 100 сессий автоматизации. Каждая сессия позволяет пользователю определять общий микс и установки входов/выходов, а также конфигурацию DSP-карт и внутреннюю маршрутизацию. Данный процесс является неразрушающим. При загрузке сессии состояние 960L устанавливается в соответствии с данными сессии. При закрытии сессии предыдущее состояние программ восстанавливается. Поэтому сессии могут переноситься с прибора на прибор без опаски за адекватность их работы.

Данные сессий сохраняются независимо от формата кадров начального тайм-кода, поэтому они автоматически подстраиваются под любой входной формат кадров, и могут запускаться при любом другом формате тайм-кода без нарушения временных характеристик.

Фирма Tascam, профессиональное отделение компании Teac, - одна из немногих фирм, десятилетиями устойчиво существующих на рынке звукозаписывающей аппаратуры. Потому продукция Tascam пользуется заслуженной популярностью и авторитетом в среде профессионалов.

Штаб-квартира компании, в штате которой работает восемь тысяч квалифицированных специалистов, находится в Японии, а фабрики - в Индонезии, Китае, Малайзии и Тайвани. Отдельный центр Teac существует в Америке. Компания состоит из четырех подразделений. Первое разрабатывает и производит CD-рекордеры, CD-ROM, жесткие диски. Другое подразделение производит Hi-Fi и DVD-аппаратуру. Третье подразделение - это небольшая исследовательская фирма, в которой разрабатывается и производится специальный измерительный инструментарий.

Четвертое подразделение - это профессиональный отдел из трехсот инженеров, сто из которых работают только на Tascam. Что же касается программной продукции, о которой речь шла выше, то эти разработки осуществляются международной командой из 15 программистов.

Существуют филиалы компании в Америке, Англии, Германии, Италии, Франции. Российское направление управляется германским представительством.

Одним из наиболее популярных видов продукции фирмы Tascam являются DAT-магнитофоны, на протяжении уже более полутора десятилетий являющиеся основным видом носителя мастер-фонограммы.

DAT-магнитофоны Tascam представлены сравнительно недорогой моделью DA-20 MKII, мощным четырехголовочным монтажным аппаратом DA-60 MKII с поддержкой синхронизации по тайм-коду, магнитофоном DA-45HR с возможностью записи и воспроизведения с 24-битным разрешением, портативным устройством DA-P1, и рядом других моделей.

Сотрудники компании на примере своего успешного бизнеса знают, что разговоры о том, "рынок DAT-магнитофонов почти умер" - легенды. Сегодня в США и Европе продается очень много цифровых восьмидорожечных аппаратов формата DTRS. Бурный рост объемов продаж DVD и успешное внедрение формата SACD влекут за собой повышение спроса на многоканальное оборудование записи и новую аппаратуру мастеринга в формате 5.1 для surround sound. А, ведь до сих пор гораздо проще передавать материал на ленте, чем на жестком диске. Поэтому продажи DTRS-рекордеров очень успешны.

Наряду с "остающимися в строю" кассетными цифровыми и даже аналоговыми ленточными многодорожечными магнитофонами, в больших количествах расходятся хард-диск рекордеры - восьмидорожечный MMR-8 и завоевавший популярность 24-дорожечный MX-2424 (лауреат MIPA-2001), поддерживающий разрядность 24 бит.

По-прежнему фирма выпускает профессиональные кассетные магнитофоны Tascam 102 MKII, 112 MKII, 112R MKII, 122 MKIII, 202 MKIII, имеющие рэковый дизайн, и оборудованные двух- или трехмоторными прецизионными лентопротяжными механизмами и системами шумопонижения Dolby HX, B и C.

Tascam Pocketstudio 5
Однако новинкой на выставке стал Tascam Pocketstudio 5 - сверхкомпактный мульти- трековый цифровой рекордер, использующий для хранения музыкальной информации карты Compact- Flash. Габариты устройства таковы, что он действительно может быть назвать карманным - но карман, конечно, должен быть достаточно вместительным!

Он предназначен, в основном, для музыкантов, прежде всего, гитаристов и басистов. В дополнение к четырем дорожкам для записи вокала или инструментов, Pocketstudio предоставляет пользователю встроенный синтезатор, позволяя музыканту воспроизводить секвенции параллельно с аудиоматериалом. Эта небольшая многодорожечная рабочая станция имеет столь актуальную в наше время возможность записи звука в формате MP3.

Для облегчения знакомства с прибором в состав Pocketstudio 5 включены 100 стандартных MIDI-файлов. С помощью этих файлов пользователи имеют возможность создания новых песен, поскольку каждый из файлов содержит шесть стандартных компонентов композиции (вступление, куплет 1, куплет 2, сбивка 1, сбивка 2 и заключение), которые могут быть переаранжированы. Кроме того, встроенный синтезатор позволяет воспроизводить любые секвенции в формате SMF.

Pocketstudio 5 также позволяет создавать финальный стереомикс в формате MP3, который затем может быть переписан в персональный компьютер через порт USB. Если кому-то это понадобится, то можно использовать Pocketstudio 5 в качестве портативного проигрывателя MP3-файлов - хотя проигрыватель получится дороговатый!

Пользователь может производить практически любой вид монтажа фонограмм: автоматическую вставку, наложение, перезапись, копирование со вставкой, суммирование в аудио- и MIDI-треки с помощью временной сетки.

Самое интересное - прибор работает не только от сети, но и на батареях. Двух стандартных щелочных батарей AA хватает на два часа непрерывной работы. В блок поставки входят сетевой адаптер, карта CompactFlash емкостью 32 МБ и, в добавление к встроенному конденсаторному, еще один вокальный микрофон.

Еще один новый прибор, показанный во Франкфурте, - аппаратный интерфейс-контроллер Tascam US-224, который коммутируется с компьютерами на платформе Windows и Macintosh через порт USB, не требуя дополнительного оборудования, и совместим со всеми приложениями, принимающими стандартные сообщения MIDI-контроллеров. Контроллер выполнен в виде миниатюрной консоли. US-224 предоставляет возможность управления любым количеством программных фейдеров, переключаемых банками с помощью кнопок, расположенных под колесом shuttle. Аппарат поддерживает транспортные и управляющие функции секвенсеров, магнитофонов, хард-диск рекордеров и цифровых звуковых рабочих станций.

Tascam US-224
Одновременно доступны два аудиовхода и два аудиовыхода с разрешением 16 или 24 бит при частотах дискретизации 44,1 или 48 кГц. Прибор оборудован двумя симметричными XLR и двумя несимметричными джек-входами (переключаемыми между микрофонным, линейным или гитарным уровнями). Параллельно и одновременно с аналоговыми могут работать цифровые входы/выходы SPDIF. Питание US-224 осуществляется от компьютера через разъем USB. Для совместимости с различным программным обеспечением US-224 может эмулировать возможности модели US-428.

...Конечно, это еще далеко не все новинки франкфуртской выставки, и продолжение этого репортажа читайте в следующем номер журнала.

Автор выражает признательность Дмитрию Кузнецову (компания A&T Trade) за содействие в подготовке материала.

Анатолий Вейценфельд архив журнала "Звукорежиссер"