Корреспонденты со всех сторон показали ружья, карабины, пистолеты и револьверы, смакуя их (иначе не скажешь!) под разными углами и освещением, любовно держа их в руках и ласково поглаживая – словом, материал для Фрейда… Но дело в том, что по своим размерам выставка в Нюрнберге раз в двадцать меньше Musikmesse! Однако послать съемочную группу во Франкфурт наверняка не придет в голову никому из наших телевизионных начальников! Первый и последний раз это произошло лет восемь назад, когда на Musikmesse ездила съемочная группа выходившей в то время на Первом канале передачи "Джем". Неплохая, кстати, передача была… Жаль, что музыкальная и звуковая выставка пока не представляет интереса для тех, кто решает, что показывать нашему зрителю, а без чего он обойдется. А ведь музыкантов в нашей стране пока еще больше, чем "человеков с ружьем"…
Но вернемся к выставке. Продолжу рассказ о программном и аппаратном обеспечении для компьютерных звуковых станций.
Здесь с сенсационной новинкой выступила компания Digidesign. Впервые в Европе была показана новая разработка – рабочая станция Pro Tools HD. В ней используется новая, высокотехнологичная аппаратная архитектура, которая обеспечивает больше ресурсов DSP и поддерживает высокую частоту дискретизации (до 192 кГц). Пожалуй, эта частота дискретизации и была самой большой сенсацией – до этого массовые рабочие станции с таким разрешением не работали. Другое дело, что вопрос о необходимости использования столь высокой частоты дискретизации остается открытым – очень многие звукорежиссеры, инженеры и продюсеры не без оснований считают, что никакого реального выигрыша в качестве звука этот формат не дает, и лишь увеличивает размер файлов.
Система Pro Tools HD выпускается в трех вариантах: Pro Tools HD 1, Pro Tools HD 2, и Pro Tools HD 3.
Каждая станция Pro Tools HD использует по меньшей мере один новый аудиоинтерфейс, (192 I/O или 96 I/O), а также поддерживаются уже существующие аудиоинтерфейсы Pro Tools в качестве дополнительных средств ввода/вывода. Все системы Pro Tools HD поставляются с новейшей версией Pro Tools и являются модульными, что позволяет расширять их по мере роста потребностей.
Pro Tools HD 1 базируется на карте HD Core. Эта PCI-карта имеет производительность, вдвое большую, чем у карты Digidesign MIX Core, поддерживает до 32 каналов ввода/вывода с аудиоинтерфейсов Digidesign, и содержит несколько мощных DSP для микширования и обработки.
Pro Tools HD 2 включает в себя карту HD Core и дополнительную карту HD Process, которая дает двукратный рост производительности, и поддерживает до 64 каналов ввода/вывода на аудиоинтерфейсах Pro Tools.
Система Pro Tools HD 3 содержит карту HD Core и две дополнительных карты HD Process, поддерживая до 96 каналов ввода/вывода.
192 I/O |
96 I/O |
SYNC I/O |
PRE I/O |
MIDI I/O |
В дополнение к аудиоинтерфейсам 192 I/O и 96 I/O выпущены три новых дополнительных прибора для Pro Tools HD:
SYNC I/O – новый синхронизатор для Pro Tools HD, поддерживающий все стандартные протоколы синхронизации и форматы тайм-кода;
PRE – новый восьмиканальный микрофонный предусилитель с дистанционным управлением, разработанный специально под среду HD;
MIDI I/O – новый многоканальный интерфейс MIDI с поддержкой USB для Pro Tools HD, имеющий 8 портов ввода и 8 портов вывода MIDI, и функцию Digidesign Time Stamping, обеспечивающую стабильность MIDI clock.
Все приборы выполнены в едином стиле, и, по моему мнению, заслуживают премии за дизайн – очень уж они красивые!
В Pro Tools HD использован новый интерфейс DigiLink. Кабель DigiLink обеспечивает связь между аудиоинтерфейсами и картами HD Core и HD на расстояниях до 30 м. Кабели DigiLink используются и для объединения в цепь приборов 192 I/O и 96I/O.
Современная версия Pro Tools может теперь работать по сети, и ее архитектура типа "звезда" предусматривает построение сети, использующей единый Digiserver и несколько рабочих станций Pro Tools. Это делает систему превосходным инструментом для производства больших post production-проектов.
Также, наряду с известными контроллерными консолями Digidesign ProControl и Mackie HUI (кстати, как выяснилось из личного разговора, Грэг Мэки знает о русском значении этого слова), компания Digidesign активно рекомендует и новую контроллерную консоль от Focusrite, которая называется Control|24. Она оснащена 16 микрофонными входами.
Немецкая Компания Emagic показала на выставке долгожданную версию 5.1 своего хита – программы Logic Platinum.
В ней применена уникальная технология DOT (DSP Optimisation Technology), которая повышает производительность процессоров Pentium III, Pentium IV, Athlon XP, благодаря чему они приобретают качества процессоров Macintosh G4 с технологией Velocity Engine. Повышаются скорость и устойчивость обработки аудиоинформации. Но для работы с этой технологией нужны специальные программные модули (plug-ins), которые имеют соответствующее лого на мониторе. Разработчики уверяют, что производительность возрастает вплоть до четырехкратной!
Интересная возможность появилась и для музыкантов – если сыграно больше одной ноты, программа вычисляет гармоническую функцию и показывает ее буквенно-цифровое обозначение, то есть интервалы просчитываются и показываются как символы аккордов. Можно себе представить, сколько ошибок делает программа – если, конечно, музыка не на "три блатных аккорда"!
К лету разработчики Emagic обещают обеспечить поддержку Logic Platinum для описанной выше системы Pro Tools HD. Соответственно, программа будет поддерживать частоту дискретизации 192 кГц, будет работать с новыми интерфейсами и периферийными устройствами от Digidesign.
Музыкантов Emagic порадовала двумя программными эмуляторами: это легендарные Hohner D6 Clavinet (EVD6) и Hammond B3 (EVB3), c имитацией вращающихся динамиков в кабинетах Leslie. Моделирование звука производится 32-разрядными алгоритмами, что дает высокую степень достоверности звучания программ.
Emagic выпустила также целую коллекцию новых подключаемых модулей в форматах TDM для пользователей Pro Tools, и VST для "широких народных масс". TDM-модули включают Tape Delay, Autofilter, Mod Delay, Enveloper, Phaser, Ensemble, Spectral Gate, Distortion, Overdrive, Bit Crusher, Phase Distortion, Clip Distortion, Tremolo и SubBass.
Как известно, компании Emagic теперь принадлежат права на дистрибьюцию программы Samplitude – одной из наиболее приличных программ многодорожечной записи и монтажа для РС. Учитывая, что сама Emagic, в свою очередь, принадлежит корпорации Roland – получается "слоеный пирог".
И вот выпущена новая версия Samplitude – Samplitude Pro, включающая новые функциональные возможности: микширование в формате surround sound и работу с контроллером Logic Control.
Emagic готовит к выпуску также программу для мастеринга и записи компакт-диска – WaveBurner Pro, также для платформы Windows. С ее помощью можно создавать треки, регионы и кросс-фейды, вставлять паузы и индексы. Программа включает модули: многополосный компрессор, эквалайзер Fat EQ и лимитер. Также могут быть использованы модули в форматах VST и DirectX. Программа работает с разрядностью 24 бит, внутренней разрядностью вычислений 32 бит, частотой дискретизации 96 кГц. На последнем этапе производится конвертация в в 16-битный формат компакт-диска с использованием алгоритма dithering POW-r.
На рынок компьютерного обеспечения вышла и компания Focusrite. На выставке была показана совместная разработка компаний Focusrite и Digidesign Mbox, представляющая собой миниатюрный двухканальный аудиоинтерфейс с питанием от шины USB (то есть не требующий своего отдельного питания) и с высококачественными 24-битными входами/выходами. Два аналоговых комбинированных входа TRS/XLR оборудованы микрофонными предусилителями Focusrite с фантомным питанием 48 В. На задней панели расположены два 1/4" аналоговых выхода, а цифровой выход имеет формат S/PDIF. Также предусмотрены выходы на наушники (джек и мини-джек) с регулировкой громкости. На передней панели эргономичные регуляторы чувствительности, переключатели источников сигнала и два аналоговых разрыва.
Mbox |
Появились и новые программные модули для ProTools.
Это программные версии ряда известных аппаратов. Focusrite придерживается своеобразной политики – для нее главным потребителем программных продуктов является Digidesign. Поэтому Focusrite, хотя могла бы создавать программное обеспечение любых форматов, в частности, для VST, разрабатывает модули только для TDM.
Программная среда GigaStudio, представляемая ныне на рынке под торговой маркой Tascam, – одна из самых популярных систем для работы с семплами. Программное обеспечение под Windows доступно в трех различных версиях, позволяющих пользователю создавать аудиопродукцию, и имеющих возможности микширования и эффекты обработки. В каждой версии используется запатентованная технология EndlessWave, позволяющая одновременно воспроизводить соответственно до 160, 96 или 32 семплов непосредственно с жесткого диска. Каждый семпл может иметь объем до 4 ГБ, и при этом не загружается в память. Закольцовывание семплов из соображений экономии памяти необязательно – вместо этого запись может воспроизводиться от начала до конца со всеми естественными характеристиками инструментов, такими как атака, резонанс и затухание.
GigaStudio |
Компания Mackie, девизом которой когда-то была фраза "Мы делаем микшеры, и ничего, кроме микшеров", выпускает сейчас, кажется, почти полный спектр професионального аудиооборудования – разве что до микрофонов еще не добралась. Зато добралась до комптьютерных систем. Имею в виду не ставшие уже популярными хард-диск рекордеры со встроенными монтажными функциями – о них далее. Нет, Mackie выпустила программно-аппаратный продукт Mixscape, превращающий PC в настоящую звукозаписывающую студию.
В комплект системы входит контроллер Mixscape 8 Moving-Fader Controller, PCI-карта Mixtreme и интерфейсный модуль Mixscape I/O Audio Interface. Блочная архитектура Mixscape допускает использование как полной, так и частичной комплектации. Таким образом, пользователь может выбирать оптимальную конфигурацию системы в зависимости от поставленной задачи.
Вместе с Mixscape поставляется программа Emagic Logic Audio LE. Кроме того, Mixscape можно использовать с полной версией Logic Audio, Cubase, Nuendo или другими программными системами.
Интерфейсный модуль Mixscape I/O Audio Interface позволяет подключать непосредственно к компьютеру микрофоны, синтезаторы, гитары, звуковые модули и другие источники звука. Он оборудован двумя микрофонными предусилителями с отключаемым фантомным питанием 48 В, двумя сбалансированными/несбалансированными входами на разъемах XLR, двумя сбалансированными выходами и выходом на наушники с регулируемым уровнем сигнала. Для установки чувствительности входа (микрофонный/линейный) предусмотрены переключатели. Коммутация с картой Mixtreme осуществляется через разъем TDIF. Интерфейсный модуль Mixscape I/O Audio Interface можно использовать для увеличения числа аналоговых каналов цифровых микшеров, укомплектованных TDIF-интерфейсом.
Контроллер Mixscape Moving Fader Controller облегчает запись, микширование и монтаж фонограммы, избавляя от необходимости манипулирования виртуальными фейдерами и другими объектами с помощью мыши. Вместо этого можно привычно работать с реальными физическими регуляторами. Он имеет восемь моторизованных фейдеров, восемь вращающихся регуляторов, восемь кнопок solo и mute, клавиши, имитирующие управление лентопротяжным механизмом аналогового магнитофона, MIDI-вход/выход и др.
Карта Mixtreme обеспечивает прием и передачу 16 каналов 24-битного цифрового сигнала через два восьмиканальных порта TDIF. Ммикширование и обработка сигнала эффектами производится с помощью программы Emagic Logic Audio LE. Карту можно коммутировать с интерфейсным модулем Mixscape I/O Audio Interface или любым другим оборудованием, поддерживающим работу в формате TDIF.
С помощью стандартных мультимедийных драйверов Windows 95/98/NT/2000, а также VST-совместимых драйверов ASIO, карту Mackie Mixtreme можно интегрировать в любой MIDI-аудиосеквенсер, или другое программное обеспечение записи и редактирования, для платформы Windows.
Результатом сотрудничества компаний Mackie и Universal Audio стала карта Mackie UAD-1, эмулирующая работу процессоров эффектов и другого оборудования. Использование принципиально новых процессора и архитектуры позволило существенно увеличить скорость обработки — UAD-1 обеспечивает параллельную работу до восьми RealVerb Pro!
Благодаря использованию независимых специализированных процессоров обработки, UAD-1 позволяет высвободить ресурсы центрального процессора компьютера. Кроме того, специализированные DSP обеспечивают существенно более высокое по сравнению с обычными plug-in’ами качество обработки сигнала.
Благодаря этому для карты UAD-1 были созданы более сложные программные модули, в число которых входит ревербератор RealVerb Pro, UAD CS-1 Channel Strip (канальная линейка с эквалайзером, компрессором, демодулятором задержки и процессором эффектов отражений), усилители TELETRONIX LA-2A и 1176LN, гитарный процессор эффектов NIGEL.
Для работы карты необходимы такие программы, как Cubase VST 5.0, Logic Audio Platinum 4.7, Nuendo 1.51 и выше, Wavelab и др.
Продукция компании Mark of the Unicorn (MotU) хорошо известна композиторам и звукорежиссерам во всем мире, прежде всего, благодаря популярной программе Digital Performer, хотя у нас число пользователей этой программы не так велико. А вот голливудские композиторы все как один работают именно в этом MIDI/аудиосеквенсере. Может, потому, что это "родная" американская программа, может, потому, что лучше других секвенсеров "заточена" под работу с видеорядом и отлично подходит для целей post production.
Программа обновляется не быстро: сравните номер ее текущей версии – третий – с пятыми версиями Stein- berg Cubase и Emagic Logic, не говоря уж о десятой версии Cakewalk. Не меньше, чем программная продукция, популярны аппаратные средства от MotU: MIDI- и аудиоинтерфейсы, многоканальныеАЦП/ЦАП, синхронизаторы, контроллерные консоли и др.
До сих пор компания хранит верность платформе Apple Macintosh, и не стремится к многоплатформенности – но при этом чувствует себя прекрасно в финансовом отношении.
Как тут не вспомнить неудавшийся эксперимент с переносом Pro Tools на пларформу Windows! Уж в начале появления новой системы скептики (в том числе и я) подвергали сомнению основную идею руководства компании Digidesign и ее разработчиков – расширить круг пользователей за счет приверженцев РС. Никакой экономии такой переход не предвещал, поскольку РС, способный работать с Pro Tools, стоил не меньше Macintosh, к тому же сами разработчики гарантировали работу Pro Tools под Windows только на рабочей станции IBM Intellistation – огромном и очень дорогом компьютере. Прошедшие три года показали правоту сомневавшихся: те, кто хочет работать на Pro Tools, хотят именно работать, а не проводить эксперименты по тестированию системы – "заработает или не заработает?"
Так что же нового появилось в третьей версии Digital Performer?
Прежде всего, программа оптимизирована для работы с двухпроцессорными компьютерами Apple Macintosh G4 – она имеет специального "менеджера процессорных ресурсов", что позволяет более эффективно использовать и уже существующие программные модули формата MAS. Программа предоставляет возможность выстраивать окна с видеороликами QuickTime в последовательный ряд во время монтажа. Digital Performer поддерживает модуль VocAlign от SynchroArts, который позволяет легко и быстро производить автоматическую замену диалогов при дубляже видео (ADR). Можно видеть видеоряд как линейную последовательность кадров одновременно с просмотром и редактированием MIDI- и аудиодорожек, что делает инт ерфейс программы похожим на Adobe Premiere.
Digital Performer позволяет импортировать и экспортировать проекты Pro Tools в формате OMF через DigiTranslator.
Можно открыть одновременно несколько окон разных программных модулей.
Интересной особенностью программы является возможность работы в surround sound в форматах 5.1, 6.1, 7.1, и даже новейшем формате 10.2. Для этого в каждой канальной ячейке регулятор панорамы заменен на колесо типа jog, и программа позволяет использовать соответствующие модули от других фирм для surround-микширования. Если пользователь хочет пользоваться аппаратным панораматором, можно использовать недорогие USB-джойстики, совместимые с расширениями формата Input Sprockets.
Появилось и пятнадцать новых модулей от MotU, в том числе: калибратор мониторов, позволяющий отъюстировать параметры студийного контроля, включая surround-систему; Bass Manager, осуществляющий то же самое в отношении басового канала surround-систем. Появились специальные инструменты для surround-микширования: параметрический эквалайзер, лимитер, задержка обратной связи. Еще один новый модуль – это гейт из серии MasterWorks, работающий с уникальной разрядностью обработки – 64 бита! Необычен для компьютерной рабочей станции программный модуль MS-декодера, предназначенный для тех случаев, когда система будет использоваться при прямой мастер-записи со стереопары. Этот модуль оснащен регулятором ширины стереобазы.
Известная немецкая компания TC Works, являющаяся дочерней компанией датской фирмы TC Electronic, представила на выставке новый продукт – звуковую карту TC PowerCore. До этого фирма занималась только программными продуктами, но вот – вышла и на и без того перенасыщенный рынок "железа". С чем же вышла?
TC PowerCore |
Вся эта мощь и сила предназначены для того, чтобы сделать самые сложные процессы обработки быстрыми и надежными. И действительно, одновременно можно запускать несколько обработок разного типа, а поскольку можно установить до четырех карт, то возможности системы становятся поистине безграничными… Карту можно применять со всеми профессиональными программами форматов VST и MAS: Logic Audio, Digital Performer, Cubase VST, Nuendo, Spark, Peak, EMU Paris, WaveLab и т.д. TC PowerCore поддерживает любые системы ввода-вывода аудио: ASIO, Dididesign Direct I/O, Sound Manager и т.д.
К карте прилагается целый "букет" из трех десятков всевозможных фирменных программных эффектов от TC Works, перечень которых займет полстраницы.
От компьютерных решений обратимся, наконец, к традиционной студийной технике. Несмотря на все успехи производителей аппаратных и программных средств, производители компонентных студийных приборов тоже не сидят сложа руки, и их бизнес отнюдь не хиреет. Как бы ни развивались "виртуальные студии" и системы типа "все в одном" – число тех профессионалов, кто продолжает пользоваться приборами динамической, частотной и пространственной обработки, и приобретать новые, не уменьшается. Что же появилось в этом сегменте рынка профессионального звукового оборудования? В прошлом номере мы рассказали о нелегкой судьбе торговой марки Alesis, пережившей банкротство и обретшей новую команду управленцев. Тем не менее, качество продукции этой компании традиционно высокое, и события в области менеджмента не поколебали этого качества. И на нынешней выставке компания показала несколько интересных приборов. Новый программируемый стереофонический процессор эффектов Alesis Akira предназначен для использования как в студиях, так и при звукоусилении. Процессор имеет два канала эффектов, 24-битные АЦП/ЦАП, 28-битную внутреннюю обработку, частоту дискретизации 48 кГц, 100 фабричных программ (ревербераторы, задержки, модуляторы частоты, фильтры, специальные эффекты), MIDI вход/выход и аналоговые входы/выходы на симметричных TRS-разъемах.
Было представлено целое семейство новых портативных цифровых процессоров с модульной архитектурой Alesis ModFX. Это набор из четырнадцати настольных приборов: Fidelity X, Vertigo, Ampliton, Spectron, Bitrman, Koruz, Phlngr, Formantz, Lymitre, Metavox, Faze, Philtre, Nastify и Smashup. Каждый из приборов производит один определенный вид эффекта, при этом все эти модули могут быть включены в последовательную цепочку. Alesis Akira
Alesis ModFX |
Долгие годы Alesis производила легендарный третьоктавный стерефонический эквалайзер EQ-230 – едва ли не единственный эквалайзер такого типа, умещавшийся в рэковом модуле высотой 1 U. Новый графический цифровой 1/3-октавный эквалайзер Alesis DEQ-230 с возможностью программирования пресетов — это универсальный прибор, работающий как в студии, так и на концерте.
Alesis DEQ-230 |
О продукции компании Focusrite уже упоминалось выше. Но все-таки Focusrite – это, прежде всего, производитель "железа": микрофонных предусилителей, эквалайзеров, компрессоров. Мало кто знает, что в начале своего пути фирма выпускала микшерные пульты. (Я могу ошибаться, но, по-моему, в российских студиях консолей от Focusrite нет).
Элитные приборы серий Blue и Red – непременный атрибут студий звукозаписи и мастеринговых лабораторий высшего класса. Есть у компании и продукция для бюджетных пользователей проджект-студий из популярной серии Platinum. Но и в этой "экономической" серии производитель не идет на компромиссы в качестве усиления (класс А), лишь ограничивая гибкость и функциональность приборов.
Одноканальный аналоговый звуковой процессор Focusrite ISA 220 Session Pack базируется на схемотехнике известной модели ISA 430 Producer Pack.
В начале тракта прибора находится классический трансформаторный микрофонный предусилитель, имеющий линейный и инструментальный входы, фантомное питание и переключатель фазы. Следующая секция – четырехполосный эквалайзер с обрезными фильтрами низких и высоких частот. Компрессор построен по технологии Class A VCA с каналом side chain, и благодаря этому может переключаться в цепь сигнала перед эквалайзером. Также компрессор оборудован уникальной схемой Blend, которая микширует обработанный и необработанный сигналы при больших порогах компрессии. Благодаря этому компрессия смягчается. После компрессора расположен оптоэлектронный де-эссер с фазовой коррекцией, а затем частотно-зависимый трехполосный лимитер.
Focusrite ISA-220 Session Pack |
Опционная плата цифрового выхода (AES/EBU, S/PDIF и TOSLINK) поддерживает работу с частотами 44,1…96 кГц с разрешением 16, 20 и 24 бит, и дает возможность внешней синхронизации по Word Clock, а также Pro Tools Super Clock.
В серии Platinum появился новый прибор Focusrite Platinum OctoPre. Он имеет восемь каналов, оснащенных транзисторными микрофонными предусилителями Focusrite Class A и компрессорами-лимитерами.
Focusrite Platinum OctoPre |
Еще один прибор в серии Platinum – Focusrite Platinum Trak Master. Это одноканальный аналоговый процессор высотой 1U. Прибор включает в себя следующие секции: транзисторный микрофонно-линейный предусилитель Class A с фантомным питанием и обрезным фильтром низких частот, опто-электронный компрессор, трехполосный эквалайзер и регулятор уровня выходного сигнала.
Focusrite Platinum Trak Master |
Микрофонный и инструментальный входы оснащены соответственно разъемами XLR и 1/4" TRS. Выходы на джеках 1/4" TRS имеют переключатели уровней -10 дБV/+4 дБu. Опционно Trak Master может комплектоваться АЦП 24 бит/96 кГц с разъемом BNC для внешней синхронизации по протоколу Word Clock. При этом специальный светодиод на передней панели отображает статус режима синхронизации.
Название компании Lexicon сразу ассоциируется с ревербераторами, хотя фирма выпускает и остальные широко распространенные эффекты: процессоры задержки, хорус, флэнджер и др. Исследовательский отдел компании ведет разработку цифровых алгоритмов, эмулирующих реверберационные характеристики различных помещений.
Модельный ряд приборов от Lexicon можно разделить по нескольким направлениям. Это - бюджетные модели серии MPX, высококлассные приборы 81/91/300/400 серий и, конечно, флагман реверберации Lexicon 960L, разработанный специально для работы в системах surround.
При этом, компания около 10 лет присутствует и на рынке бытовой Hi-End аппаратуры, осваивая и сектор домашних Hi-Fi театров.
На выставке фирма представила двухканальный стереопроцессор Lexicon MPX 110 с 24-разрядной внутренней обработкой и цифровым выходом S/PDIF. MPX 110 использует специализированный процессор Lexichip, и предлагает пользователю 240 фабричных пресетов, 16 пользовательских пресетов, истинно стереофонические классические реверберационные алгоритмы Lexicon: Ambience, Plate, Chamber и Inverse, а также эффекты: тремоло, Leslie, хорус, флэнджер, сдвиг высоты тона, расстройка, задержка и эхо. Двухканальная обработка позволяет независимо обрабатывать эффектами левый и правый каналы.
Lexicon MPX 110 |
Была представлена и новая версия ревербератора Lexicon MPX500 - с программным обеспечением Software V.2
Lexicon MPX500 |
Программы MPX500 организованы в 25 банков (24 пресетных и 1 пользовательский). Каждая программа имеет до 16 постранично разделенных регулируемых параметров. При этом, кнопка Edit позволяет перемещаться по всем доступным страницам текущей программы, а каждая программа содержит специальный пользовательский параметр быстрого доступа к наиболее важным характеристикам звука.
В приборе представлены все алгоритмы реверберации от фирмы Lexicon, воссоздающие реальную акустику большинства существующих помещений. Эффект Chorus использует шесть голосов с независимой регулировкой задержек и панорамы. Flange эмулирует звучание классического аналогового флэнджера с помощью двух шаговых задержек, по одной на канал. Эффект Pitch позволяет сдвигать высоту тона на одну октаву вверх и на две вниз. Программы Delay и Echo (до 5,5 секунд) имеют моно, стерео, двойную, пинг-понг, и многие другие время-зависимые модификации. Эффект Tremolo предоставляет пользователю широкий выбор огибающих. Алгоритм Rotary эмулирует вращающийся динамик Leslie. Эффект Detune обеспечивает два голоса на канал. Среди уникальных спецэффектов присутствуют Jet Flange, Infi- nite Delay, Diffusor, Dream Sequence, Echoes: Beats, Stereo Stage, The Abyss и другие. Двойные программы комбинируют алгоритмы Delay или Reverb с Flange, Pitch, Chorus или друг с другом. Параметр Effects Balance позволяет управлять относительным балансом каждого эффекта в комбинации. В двойных программах используются четыре конфигурации внутренних соединений: двойная стерео (параллельная), каскадная, двойная моно и раздельная моно.
Прибор имеет следующие уникальные режимы: Program Cue (специально для "живой" работы) - отображение следующей загружаемой программы; Locked Mode (для "живой" и студийной работы) - загрузка только выбранных пользовательских программ; Digital Output Mode - использование ревербератора одновременно в качестве отдельного 24-битного конвертера и эффект-процессора. Все управление может автоматизироваться по MIDI и записываться в любой секвенсер.
Программное обеспечение V2.0 поддерживает следующие функции: стереофонический компрессор с 250 пресетами и регулировкой параметров Threshold, Ratio, Attack и Release; 34 дополнительные ячейки пользовательских пресетов; расширение объема заводских пресетов; расширение некоторых возможностей пользовательского интерфейса. Для владельцев предыдущей модификации процессора возможно приобретение дополнительной микросхемы ROM-памяти с программным обеспечением V2.0.
Еще один ревербератор Lexicon MPX 200 - это двухканальный 24-битный процессор эффектов, построенный на базе DSP Lexichip. MPX 200 имеет аналоговые входы/выходы с 24-битным конвертерами, и цифровые вход/выход S/PDIF. При этом, выходы можно использовать одновременно. Два канала процессора работают в режиме каскада, двойного моно, двойного стерео и разделенного моно.
Lexicon MPX 200 |
Обновленная версия программного обеспечения Lexicon Automates 960L позволяет автоматизировать управление процессами: можно записывать и в последующем воспроизводить смену программ, перемещения по панораме, изменения параметров и пр. В процессе записи или микширования звукорежиссер может пользоваться и другими доступными функциями, в то время как 960L будет автоматически воспроизводить ранее записанные изменения, синхронизируясь с входящим MIDI тайм-кодом.
В памяти 960L может храниться до 100 сессий автоматизации. Каждая сессия позволяет пользователю определять общий микс и установки входов/выходов, а также конфигурацию DSP-карт и внутреннюю маршрутизацию. Данный процесс является неразрушающим. При загрузке сессии состояние 960L устанавливается в соответствии с данными сессии. При закрытии сессии предыдущее состояние программ восстанавливается. Поэтому сессии могут переноситься с прибора на прибор без опаски за адекватность их работы.
Данные сессий сохраняются независимо от формата кадров начального тайм-кода, поэтому они автоматически подстраиваются под любой входной формат кадров, и могут запускаться при любом другом формате тайм-кода без нарушения временных характеристик.
Фирма Tascam, профессиональное отделение компании Teac, - одна из немногих фирм, десятилетиями устойчиво существующих на рынке звукозаписывающей аппаратуры. Потому продукция Tascam пользуется заслуженной популярностью и авторитетом в среде профессионалов.
Штаб-квартира компании, в штате которой работает восемь тысяч квалифицированных специалистов, находится в Японии, а фабрики - в Индонезии, Китае, Малайзии и Тайвани. Отдельный центр Teac существует в Америке. Компания состоит из четырех подразделений. Первое разрабатывает и производит CD-рекордеры, CD-ROM, жесткие диски. Другое подразделение производит Hi-Fi и DVD-аппаратуру. Третье подразделение - это небольшая исследовательская фирма, в которой разрабатывается и производится специальный измерительный инструментарий.
Четвертое подразделение - это профессиональный отдел из трехсот инженеров, сто из которых работают только на Tascam. Что же касается программной продукции, о которой речь шла выше, то эти разработки осуществляются международной командой из 15 программистов.
Существуют филиалы компании в Америке, Англии, Германии, Италии, Франции. Российское направление управляется германским представительством.
Одним из наиболее популярных видов продукции фирмы Tascam являются DAT-магнитофоны, на протяжении уже более полутора десятилетий являющиеся основным видом носителя мастер-фонограммы.
DAT-магнитофоны Tascam представлены сравнительно недорогой моделью DA-20 MKII, мощным четырехголовочным монтажным аппаратом DA-60 MKII с поддержкой синхронизации по тайм-коду, магнитофоном DA-45HR с возможностью записи и воспроизведения с 24-битным разрешением, портативным устройством DA-P1, и рядом других моделей.
Сотрудники компании на примере своего успешного бизнеса знают, что разговоры о том, "рынок DAT-магнитофонов почти умер" - легенды. Сегодня в США и Европе продается очень много цифровых восьмидорожечных аппаратов формата DTRS. Бурный рост объемов продаж DVD и успешное внедрение формата SACD влекут за собой повышение спроса на многоканальное оборудование записи и новую аппаратуру мастеринга в формате 5.1 для surround sound. А, ведь до сих пор гораздо проще передавать материал на ленте, чем на жестком диске. Поэтому продажи DTRS-рекордеров очень успешны.
Наряду с "остающимися в строю" кассетными цифровыми и даже аналоговыми ленточными многодорожечными магнитофонами, в больших количествах расходятся хард-диск рекордеры - восьмидорожечный MMR-8 и завоевавший популярность 24-дорожечный MX-2424 (лауреат MIPA-2001), поддерживающий разрядность 24 бит.
По-прежнему фирма выпускает профессиональные кассетные магнитофоны Tascam 102 MKII, 112 MKII, 112R MKII, 122 MKIII, 202 MKIII, имеющие рэковый дизайн, и оборудованные двух- или трехмоторными прецизионными лентопротяжными механизмами и системами шумопонижения Dolby HX, B и C.
Tascam Pocketstudio 5 |
Он предназначен, в основном, для музыкантов, прежде всего, гитаристов и басистов. В дополнение к четырем дорожкам для записи вокала или инструментов, Pocketstudio предоставляет пользователю встроенный синтезатор, позволяя музыканту воспроизводить секвенции параллельно с аудиоматериалом. Эта небольшая многодорожечная рабочая станция имеет столь актуальную в наше время возможность записи звука в формате MP3.
Для облегчения знакомства с прибором в состав Pocketstudio 5 включены 100 стандартных MIDI-файлов. С помощью этих файлов пользователи имеют возможность создания новых песен, поскольку каждый из файлов содержит шесть стандартных компонентов композиции (вступление, куплет 1, куплет 2, сбивка 1, сбивка 2 и заключение), которые могут быть переаранжированы. Кроме того, встроенный синтезатор позволяет воспроизводить любые секвенции в формате SMF.
Pocketstudio 5 также позволяет создавать финальный стереомикс в формате MP3, который затем может быть переписан в персональный компьютер через порт USB. Если кому-то это понадобится, то можно использовать Pocketstudio 5 в качестве портативного проигрывателя MP3-файлов - хотя проигрыватель получится дороговатый!
Пользователь может производить практически любой вид монтажа фонограмм: автоматическую вставку, наложение, перезапись, копирование со вставкой, суммирование в аудио- и MIDI-треки с помощью временной сетки.
Самое интересное - прибор работает не только от сети, но и на батареях. Двух стандартных щелочных батарей AA хватает на два часа непрерывной работы. В блок поставки входят сетевой адаптер, карта CompactFlash емкостью 32 МБ и, в добавление к встроенному конденсаторному, еще один вокальный микрофон.
Еще один новый прибор, показанный во Франкфурте, - аппаратный интерфейс-контроллер Tascam US-224, который коммутируется с компьютерами на платформе Windows и Macintosh через порт USB, не требуя дополнительного оборудования, и совместим со всеми приложениями, принимающими стандартные сообщения MIDI-контроллеров. Контроллер выполнен в виде миниатюрной консоли. US-224 предоставляет возможность управления любым количеством программных фейдеров, переключаемых банками с помощью кнопок, расположенных под колесом shuttle. Аппарат поддерживает транспортные и управляющие функции секвенсеров, магнитофонов, хард-диск рекордеров и цифровых звуковых рабочих станций.
Tascam US-224 |
...Конечно, это еще далеко не все новинки франкфуртской выставки, и продолжение этого репортажа читайте в следующем номер журнала.
Автор выражает признательность Дмитрию Кузнецову (компания A&T Trade) за содействие в подготовке материала.