ЖЕЛЕЗО ДОМАШНИЙ СТУДИИ II


Итак, мы продолжаем наш подробный, беспристрастный и (надеюсь!) увлекательный рассказ об аппаратном обеспечении домашней студии звукозаписи, а также о многих предметах, прямо или косвенно с этим самым обеспечением связанных. В предыдущей статье, помнится, я обещал в следующий раз повести разговор о представленных на рынке звуковых платах… и, похоже, несколько поторопился, за что покорнейше прошу привередливого читателя извинить меня. Вне всяких сомнений, к аудиоинтерфейсам мы обязательно вернемся, но сейчас, как мне кажется, логичнее начать со следующей темы. Сегодня в центре нашего внимания окажутся микрофонные предусилители*, микшерные пульты, а также некоторые вопросы, касающиеся коммутации.


Возможно, кого-то подобный выбор предмета для разговора несколько удивит, однако этому существует объяснение. В профессиональной студии прибором № 1, без сомнения, всегда была и будет микшерная консоль. Это - рабочее место звукорежиссера, святая святых, альфа и омега, а также центр управления полетом творческой фантазии запертых в вокальной комнате исполнителей. То есть, навыки работы с микшерной консолью и профессия звукорежиссёра – понятия нераздельные, а небрежность в выборе микшера при закупке оборудования – так и вовсе абсолютно недопустима. А вот у домашних (вариант – малобюджетных) студий всё выглядит несколько иначе. В 95% случаев рабочее место звукорежиссёра представляет собой монитор, клавиатуру и мышь, а прибором № 1 считается звуковая карта. Чаще всего запись осуществляется последовательным наложением треков, а обработка является чисто программной. В результате, микшерный пульт рассматривается многими исключительно в качестве этакого «небесполезного довеска», без которого, в принципе, можно и обойтись. А что уж тут говорить о микрофонных предусилителях? Большинство владельцев домашних студий преимущественно музыканты-любители, а музыканты-любители – народ специфический. Это творческих идей у них всегда хватает, а вот технической подготовки – увы… Ведь что такое для них «преамп»? Вы только не смейтесь, но для них преамп – это одна из деталей не настолько уж необходимого микшерного пульта. Поставьте себя на место человека, мыслящего таким образом. И какой смысл Вы увидите в приобретении отдельного предусилителя? Ёжику понятно – никакого! Реальная ситуация: решил как-то знакомый гитарист собрать студию для записи себя и своего коллектива. Как он гитару тщательно и с любовью выбирал – рассказывать не буду, сами догадаетесь. Затем купил неплохой ПК, выбрал звуковую карту, поприличнее. А пульт... Когда я его увидел, у меня челюсть отвисла. Для работы в кабаке под мини-диск ещё потянет, но для звукозаписи - абсолютно не подходит. И состоялся у нас со свежеиспечённым хозяином студии такой примечательный диалог: «- А что же микшер-то у тебя такой затрапезный? – Да вот денег на "поприличнее" не осталось. – А почему тогда преамп не взял? – А зачем, на пульте же их целых четыре! – Но нельзя же с таким пультом записываться! – Так я и говорю, денег не хватило…» В общем, «мочало – начинай сначала».Что тут сыграло роковую роль – бедность, жадность, вера во всемогущество компьютерной обработки, которая может сделать звук «из ничего», или что-то другое – судить не берусь. Однако, безо всякого злорадства и ёрничанья, могу сказать, что в результате получилась типичная студия-инвалид с плоским, неинтересным и безжизненным звучанием. Вокал пишешь – так без слёз слушать невозможно, а гитару, после серии бесплодных попыток, так и пришлось записывать напрямую с выхода комбика в карту. Вопрос: и зачем этот микшерный пульт тогда вообще покупался, а?С детства вроде бы все знают: «где тонко – там и рвётся». Применительно к записи звука это можно сформулировать так: «Общее качество звучания студийного тракта определяется наименее качественным его звеном». Грубо говоря, купил звуковую карту за 1000 $ – будь любезен приобретать мониторную акустику, микрофоны, предусилители и прочие приборы соответствующего класса. Причём, это касается, в том числе, и встроенного оборудования. Казалось бы: для звуковой карты за 250 $ микшерная консоль за 300 $ – вполне достойный выбор. А если присмотреться повнимательнее? А если на этой консоли 4 микрофонных предусилителя плюс эффект-процессор, не считая всего остального? Возьмем прайс-лист: самый дешёвый микрофонный преамп в отдельном исполнении стоит около 100 $, самый дешёвый эффект-процессор – столько же. А тут, вдруг, всё в одном флаконе – не наводит ли это на грустные размышления по поводу качества использованных в конструкции оной микшерной консоли узлов, уважаемый читатель?** «Здрасьте пожалста! – скажет кто-то. – Начали с того, что микшерам при создании домашних студий уделяется мало внимания, а тут вдруг получается, что они вообще не нужны, по крайней мере, недорогие?». Нет, не так. Правильнее будет сказать приблизительно следующее: к сожалению, многие владельцы домашних студий используют микшер там, где вполне хватило бы микрофонного предусилителя, а функции собственно микшера не используют вообще. Для них пульт – это не прибор, а просто «место, куда воткнуться». Типа переходник, только «турбо». Давайте, все-таки, разберемся с этим подробнее. Допустим, у нас есть ПК со звуковой платой, пара активных колонок и микрофон с гитарой. Мы собираемся записать фонограмму, используя виртуальные синтезаторы и лупы, затем наложить гитарную партию, а затем спеть что-нибудь замечательное и сбросить полученный шедевр на CD-болванку. Как думаете, нужен здесь микшерный пульт? По мне, так купить преамп было бы логичнее, выгоднее и привлекательнее, в том числе и с точки зрения качества записи. Схема подключения здесь будет следующая: микрофон à предусилитель à звуковая карта à мониторы. Вполне работоспособный и достойный внимания вариант. Едем дальше. Добавим к нашему комплекту оборудования клавишный синтезатор и минидисковую деку. Предусилитель ни тому, ни другому прибору не нужен – у них уровень сигнала и так линейный. Плюс нам понадобится где-то раздобыть еще 2 входа и 2 выхода с ПК. Если у нас многоканальная, допустим, 4 IN/4 OUT, звуковая карта, тогда никаких проблем – «вешаем» клавиши и MD на оставшиеся пары и радуемся собственной предусмотрительности. Если же нет, нам остаётся два варианта – или постоянно заниматься подключением/отключением приборов от входов и выходов платы (что, поверьте мне, вредно и для входов с выходами, и для психики звукорежиссёра), или приобретать микшер. Схема подключения в этом случае усложняется: микрофоны + инструменты à пульт à ПК à пульт à мониторы + минидиск. Итак, в домашней студии микшерный пульт требуется в качестве коммутатора при одновременной работе с большим количеством источников/приёмников аудиосигнала. При этом, чем большее количество инструментов и приборов требуется подсоединить, тем больше потребуется каналов и шин на пульте. «Стоп! – скажете Вы. – А как же возможность обрабатывать отдельные инструменты эквалайзером, управление их уровнем и панорамой – это что, не в счёт?». Отвечаю: да, почти что не в счет. Это важно при живой работе, там, где звучание формируется «на пульте», а вот в домашней студии, где балом правит компьютерная обработка, – не очень. Качество эквалайзеров у недорогих пультов обычно весьма невысокое, так что тембр гораздо эффективнее настраивать программными средствами, внутри ПК. Однако, уровень с панорамой могут иногда и пригодиться. Коммутационные возможности даже небольших микшерных пультов весьма высоки. Наиболее простой и наиболее известный пример – одновременная запись двух каналов. Сворачиваем у микрофона панораму до упора влево, у гитары – до упора вправо, настраиваем ПК на запись 2 монофонических дорожек, и пишем гитару в свой трек, а вокал – в свой, без всяких там наложений. Детский сад? Хорошо, усложняем задачу. Гитаристы очень любят такой эффект, когда гитара звучит «везде», в смысле в стерео. Вариант один – найти подходящий плагин, вариант два – скопировать уже записанный трек на соседний и развести по панораме. А вот вам вариант три, работает даже на самых маленьких микшерах: соединяем на пульте посыл AUX SEND со входом одного из каналов. В соседний канал втыкаем гитару, устанавливаем на нём регулятор посыла в центральное положение, настраиваем громкость и разводим эти два канала по панораме. Вуаля! Кстати, таким же образом можно включать последовательно эквалайзеры двух каналов. Так что, если какому-то извращенцу мало ±15 дБ регулировки уровня высоких частот, пусть не расстраивается: AUX SEND (post!) à вход соседнего канала, и – нате, пожалуйста, все ±30 дБ! На чуть более серьёзных микшерах так можно (военная тайна!) задействовать для инструмента 2 параметрические середины вместо одной.


Итак, что выбрать? Подобьем факты:


При сопоставимой цене у микрофонных предусилителей качество звучания, безусловно, выше, чем у микшерных пультов. Вообще, западная традиция различает 2 разновидности приборов, которые на отечественном рынке называются «преампами»: собственно предусилители (preamps) и предусилители с обработкой (channel strips). Последняя категория приборов, по сути, представляет собой отдельно взятый канал микшерного пульта – с эквалайзером, компрессором, посылом/возвратом на обработку и т.д. По словам зарубежных специалистов, покупка подобного предусилителя за 3000 $ предоставляет звукорежиссёру возможность воспроизвести в студии звучание микшерной консоли стоимостью не менее миллиона долларов***. Для домашней студии это также будет справедливым, хотя в условиях отечественных реалий настоятельно рекомендуется у первой цифры убрать справа один ноль, а у второй – два. Итак, начинать все-таки следует с преампа, в особенности при наличии многоканальной звуковой карты. Тем не менее, для комфортной работы с многоканальными звуковыми платами или DAT-магнитофонами, при наличии большого количества разнообразных источников сигнала, а так же при записи живых коллективов, без микшерного пульта с его развитой системой коммутации не обойтись. В данном случае оптимальным вариантом является хороший предусилитель в сочетании с микшером, при этом преамп (важно!) должен быть подключен в так называемом bypass-режиме, т.е. в обход эквалайзеров и предусилителей пульта (а лучше – напрямую к входам звуковой платы). Теперь другой вопрос – как выбрать? Какими принципами руководствоваться при выборе микрофонного усилителя и микшерного пульта, на какие характеристики обращать внимание?


Предусилители


1) Количество каналов – один, максимум два. Сфера применения многоканальных преампов - запись живых музыкальных коллективов в реальном времени - задачка для домашней студии почти что «непозубамная». Добавьте тот факт, что 8-канальный преамп должен стоить, как минимум, в 5-6 раз дороже сопоставимого по качеству одноканального.2) Ламповый или полупроводниковый? Ламповые предусилители «музыкальнее», их звучание более насыщенное и теплое, различные уровни усиления по-разному окрашивают звук. Минусы – меньший динамический диапазон, достаточно высокий уровень шума**** и, опять-таки, окрашивание сигнала – в определённых ситуациях оно совершенно нежелательно. Полупроводники обладают более широким динамическим диапазоном и более ровным, «чистым» звуком. Минусы – резкий переход (клиппирование) к перегруженному сигналу при высоком уровне усиления (на пиках усилитель «хрюкает»), а также достаточно «холодное», «стерильное» звучание. Да, и ещё. Ламповые предусилители требуют времени на нагрев и терпеть не могут, когда их роняют на пол. 3) С обработкой или без? Естественно, хороший преамп с хорошей обработкой стоит существенно дороже просто хорошего преампа. Однако возможность работать с эквалайзером и компрессором «на лету» иногда просто бесценна. 4) Наличие АЦП. Само по себе присутствие цифрового выхода ещё не повод для восторга, но! Очень популярные среди российских любителей звуковые платы Midiman Audiophile, Echo MIA и ESI Julia (и даже SB Live! Platinum) просто-таки созданы для подобных преампов – цифровой вход платы работает с предусилителем, а аналоговая пара высвобождается для подключения, к примеру, всё того же микшерного пульта.


Микшеры


1) Количество каналов. Посчитайте, сколько каналов вам нужно (сложите количество микрофонов, музыкальных инструментов***** и выходов звуковой платы) и умножьте это число на два. При выборе конкретной модели пульта обратите внимание на то, что количество входных каналов пульта и количество линеек в нем – совсем не одно и то же, разъёмы TAPE IN, AUX RETURN и т.д. – это тоже входы. При этом, нацеливаясь на 32-канальный пульт, не забывайте о габаритах и ограниченном студийном пространстве.2) Количество шин. Чем больше – тем лучше. При подсчете учитываем основную и мониторную шины, все посылы AUX и все подгруппы.3) Встроенная обработка и эквалайзеры. Как я уже говорил, сильно «париться» на эту тему не следует, особенно, если пульт недорогой. Вообще-то крутить эквалайзеры в каналах не рекомендуется… но и не возбраняется, а вот насчет мастер-эквалайзера и встроенного DSP – имхо, это только для живых музыкантов, для DJ, продвинутому тамаде на свадьбе тоже может сгодиться. Но не для студии звукозаписи!


Модели: предусилители


DBX Mini Pre


Компактный и недорогой одноканальный микрофонный предусилитель на отобранной вручную лампе 12AX7. Очень прост в эксплуатации, на лицевой панели расположены регулятор GAIN, регулятор VOLUME и индикатор уровня. Кнопки для включения фантомного питания, инвертирования фазы на 180 градусов и снижения уровня сигнала на 20 дБ. Чувствительность 60 дБ, микрофонный вход на разъёме XLR и линейный – на разъёме TRS, выходы – симметричные XLR и TRS.


M-Audio AudioBuddy


Двухканальный микрофонный предусилитель - модель широко известна, давно присутствует на рынке и пользуется заслуженной популярностью. Микрофонные входы выполнены на симметричных разъёмах XLR, линейные - на несимметричных TRS с высоким сопротивлением (Hi-Z, идеально подходит для подключения электрогитары). Естественно, есть регулировка чувствительности и фантомное питание +48 В. Выходы – сбалансированные/несбалансированные разъёмы TRS.


ART DPS II


Двухканальный ламповый микрофонно-инструментальный предусилитель с переменным входным сопротивлением, лимитером и цифровыми выходами S/PDIF и ADAT Optical. Предусилители выполнены на лампах 12AX7 и обеспечивают 120 дБ динамического диапазона при малом уровне искажений. На каждом канале присутствует петля посыл/возврат для подключения процессоров обработки. Частота сэмплирования выбирается вручную (от 44,1 до 96 кГц). Рэковый дизайн, стрелочные индикаторы входного уровня.


Focusrite Platinum TrackMaster Pro


Данный прибор относится к семейству одноканальных предусилителей с обработкой (channel strip) и предоставляет обладателям не самых толстых кошельков возможность познакомиться с продукцией легендарной компании Focusrite. Микрофонный вход с переключаемой чувствительностью и фантомным питанием выполнен на разъёме XLR, линейно/инструментальный вход (выбор осуществляется нажатием кнопки) – на разъёме TRS. Для обработки сигнала предусмотрен обрезной фильтр низких частот, колоколообразный фильтр с регулируемой частотой (120 Гц – 2 кГц) и компрессор. Возможности прибора могут быть расширены путём установки опции Focusrite Platinum Pro ADC – таким образом, он оснащается цифровым выходом.


Korg TP-2


Любопытная разработка от фирмы Korg: двойной ламповый (2 х 12AX7) микрофонный предусилитель с оптическим компрессором в каждом канале и цифровым выходом (оптический/коаксиальный S/PDIF). Входные разъёмы XLR/TRS, симметричные/несимметричные, выходные разъёмы XLR/TRS, симметричные. Стильный настольный дизайн, на каждом канале кнопки для инвертирования фазы, включения фантомного питания и режима Hi-Z, а также настройки времени атаки компрессора. Компрессор двухканальный оптический, оснащён режимом LINK для работы в стереорежиме. Стрелочные индикаторы, ползунковые регуляторы выходного уровня. Частота сэмплирования цифрового выхода от 44,1 до 96 кГц.


Модели: микшеры


Nady SRM-10X


Интересная модель небольшого микшерного пульта в наиболее бюджетном ценовом сегменте – 12 каналов (2 с микрофонными предусилителями), 3 шины. Двухполосные эквалайзеры и регулировка панорамы (только для каналов 1 – 6), один AUX-посыл (с переключением pre/post). Сегментный индикатор, контроль уровня PFL. Важное отличие от многих собратьев по цене и характеристикам – сигнал со стереовходов 7/8 и 9/10 идет «насквозь» (режим bypass), что небезразлично при подключении микрофонного преампа!


Behringer UB1202FX


Образец небольшого пульта со встроенной обработкой – 14 каналов (из них 4 микрофонных), 5 шин. На микрофонных линейках – 3-полосный эквалайзер и посыл на эффект (только post fader), на линейных входах регулируются только уровень и баланс (bypass-режим). Встроенный процессор эффектов на 99 пресетов.


Alesis Multimix 8 USB




Компактный и недорогой микшерный пульт, ориентированный на совместную работу с ПК – 14 входов (из них 4 микрофонных), 6 шин (основной и мониторный выходы, 2 посыла AUX), 3-полосные эквалайзеры на входах 1 – 4, 5/6 и 7/8, встроенный эффект-процессор на 100 пресетов. Главная особенность модели – наличие USB-интерфейса для подключения к компьютеру PC или Mac (по USB передаётся аудиосигнал с выхода MAIN).


Mackie ONYX 1220


Младшая модель в уникальном на сегодняшний день семействе ONYX. 18 каналов (из них 4 микрофонных, кнопка фантомного питания в каждом канале), 6 шин, 2 AUX-посыла (post), прямые выходы для каналов 1 – 12. Эксклюзивный 3-полосный эквалайзер Perkins для каждого из каналов 1 – 4 и каждой пары 5/6 – 11/12, индивидуальные кнопки отключения эквалайзера Bypass. Самое любопытное – возможность установки в пульт опции Firewire, позволяющей посылать аудиосигнал в компьютер непосредственно с пульта (12 независимых каналов!) и тем самым превращающей ONYX в полноценный аудиоинтерфейс. Не слабо, я бы сказал.


Soundcraft Compact 10


Еще одна модель, «заточенная» под совместную с компьютером работу. Более того, семейство Soundcraft Compact – едва ли не первое семейство микшеров, предназначенных, прежде всего (я бы даже сказал – изначально!), для домашних студий. Достаточно указать на наличие отдельной шины записи Record и двух раздельных выходов на наушники для звукорежиссёра (Engineer) и исполнителя (Artist) – просто праздник какой-то! Восемнадцать каналов (из них 4 микрофонно-линейных – 2 с обрезным фильтром НЧ и 2 с режимом Hi-Z для подключения электрогитар), 8 шин. Для подключения к любому из линейных входов можно использовать как разъёмы TRS, так и RCA. Кнопки для отключения эквалайзеров (Deck/Line) в каналах Stereo 5 и Stereo 6, в каналах Stereo 1 – Stereo 4 установлены кнопки Mono/Stereo.


Заключение


На этом мы закончим наш рассказ о сложных семейных отношениях близких родственников – микрофонного предусилителя и микшерного пульта. Прошу извинить меня за столь краткий обзор конкретных фирм и моделей, но что делать – их слишком много для одной журнальной статьи! Если вышеизложенной информации вам не хватило – ну что же, почитайте каталоги, пообщайтесь с коллегами, с продавцами в магазинах. Залезьте, наконец, в Интернет – к примеру, отличную сводку по существующим в природе приборам можно найти на сайте «Музыкальное Оборудование» (www.moline.ru), а очень большой список ссылок на сайты производителей – в соответствующем разделе интернет-портала «Artefakt.ru» (http://art2.artefakt.ru/?st=fakt&vm=links&ncsh=9508#MAN_SND). Вот, собственно говоря, и всё. При следующей нашей встрече на страницах MB я таки постараюсь выполнить своё обещание - подробно поговорить об аудиоинтерфейсах и звуковых карточках для домашних студий звукозаписи. С уважением,


* Справка: микрофонным предусилителем называется прибор, поднимающий уровень сигнала от микрофонного до линейного.


** То же самое, кстати, касается и качества встроенных предусилителей у недорогих звуковых плат.


*** Данная оценка взята из статьи «Preamp: Bying Guide», любопытных отсылаю на http://www.sweetwater.com/shop/studio/preamps/buying-guide.php. С миллионом горячие англосаксы, имхо, переборщили, но, в общем-то, утверждение верное.


**** Уже выросло поколение, не знавшее ни магнитной ленты, ни винила, для которого привычна абсолютная «бесфонность» цифрового звука. В связи с этим были случаи возврата оными гражданами ламповых преампов в магазины – «Он бракованный, потому что шипит».


***** Я надеюсь, никому не надо напоминать, что «один стереовыход» – это два выхода?

Журнал "MusicBox".