Студийная аппаратура на Musikmesse/ProLight+Soun — 2007

Новинками, как известно, изобилуют компьютерные и мобильно-телефонные выставки — разработчикам в этом секторе удается снимать несколько «урожаев» в год. Но не во всех областях развитие идет так же ритмично и быстро, в том числе и в аудиотехнике, здесь новым оборудование можно считать до начала морального старения — а бывает, что и полвека модель живет…

Почему так получается? Причин несколько.

Реально новые технологии приходят нечасто. AES/EBU, SPDIF, MP3, АС97, дельта-сигма модулятор, CD, DVD — сколько еще разработок такой степени новизны вы можете назвать? Поэтому на каждую выставку новинок не хватит, зато идет накопление количества, например, повышение частоты дискретизации. Переход на 96 кГц был заметной новостью. Дошли до отметки 192 кГц, дальнейшее повышение с качеством звука не связано и имеет смысл только как маркетинговый ход или способ обеспечить сбыт носителей большого объема.

Не надо и пытаться в секторе профессионального оборудования выдать нечто за новинку, приклеив новый значок или упаковав в новый корпус — здесь такое едва ли возможно, тут пользователи смотрят вглубь, потому что покупают инструмент для заработка, а не игрушку на зависть друзьям. И профессиональные пользователи способны оценить свойства объекта очень точно.

Тем не менее, на стендах мы видим таблички New!, и в проспектах отмечены новинки. Производитель старается привлечь внимание к новым моделям — так поддержим его в этом начинании. Понимая, что звукорежиссеру студии или техническому директору радиостанции важен не год появления модели на рынке, а совершенно другие свойства, постараюсь не упускать из виду и просто интересные и полезные модели.

A&D Audio Co.

Фирма из Гонконга была основана в 1990 году, производство профессионального оборудования началось в 1992 году. История европейских производителей, конечно, побогаче будет, но не только прошлым живет аудиотехника. А в настоящем видно, что по объективным параметрам продукция может конкурировать на рынке. Судите сами: головка S18I1000 — 18 дюймов, 1 кВт RMS, чувствительность 98 дБ/Вт/м. Или K12F350 — 12 дюймов, 350 RMS, 99 дБ/Вт/м.

ARX Systems

Почему-то приборы, произведенные австралийской фирмой ARX Systems, еще не попадали в мои руки. Представлен был новый 16-канальный пассивный трансформаторный сплиттер ARX MSX 48. Входное сопротивление 300 Ом, два выхода с канала рассчитаны на подключение нагрузки 600 Ом, диапазон частот от 20 Гц до 20 кГц. Максимальный уровень сигнала на выходе +20 дБ при THD не более 0,2% в диапазоне 30 Гц…20 кГц. Неравномерность АЧХ ± 0,25 дБ. Вносимое затухание 1,6 дБ на 1 кГц. Вес 7 кг — серьезное металлоизделие легким быть не может. Цифры 0,25 дБ и 0,2% могут огорчить начинающего звукорежиссера. Но опытные специалисты знают цену этим параметрам — для слуха вполне достаточно. И понимают, что для защиты от радиопомех и наводок пока не придумали ничего лучше пассивных решений.

USB-конвертер с трансформаторным выходом ARX USB DI

Недавно увидел свет USB-конвертер с трансформаторным выходом ARX USB DI.

Устройство может работать под MacOS X, WinXP и Vista. Потребление от порта USB — 80 мА.

Знак New видим мы и на двухканальном тридцатиполосном графическом эквалайзере RX EQ260A. Потенциометры 60 мм позволяют точно выставить требуемую АЧХ.

Новый переключатель iSwitch может оказаться полезным при демонстрации оборудования или звучаний. Устройство имеет два входа (сопротивление 40 кОм) и 16 выходов (сопротивление 100 Ом). Состояние коммутатора индицирует светодиод, управляется он кнопками на передней панели. Диапазон частот 10 Гц…20 кГц с неравномерностью 0,25 дБ, отношение сигнал/шум 102 дБ, динамический диапазон 122 дБ, КНИ не более 0,0025%, уровень сигнала на выходе до +26 дБ.

Audio-Technica Ltd.

Ассортимент электроакустического оборудования на стенде Audio-Technica Ltd обширен — к 45-летнему юбилею фирма вполне готова.

Взаимное влияние технологий отражает логотип UniGuard®: мобильный телефон в зеленой окружности. Модели микрофонов, отмеченные этим знаком, имеют повышенную защиту от радиоизлучений и не «чирикают», когда рядом оказывается мобильный телефон. В студиях звукозаписи такая защита может показаться излишней, а в репортерской работе или в конференц-залах просто необходима.

Как новые представлены, в частности, головные телефоны ATH-M50 и микрофон AT2010. ATH-M50 — закрытые динамические с диафрагмой диаметром 45 мм. Диапазон частот 15…28000 Гц. Максимальная подводимая мощность 1600 мВт/1 кГц, чувствительность 99 дБ, сопротивление 38 Ом, вес без кабеля 284 г.

AT2010 — вокальный конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности. Диапазон частот 40…20000 Гц, чувствительность — 48 дБ или 3,9 мВ/Па, выходное сопротивление 100 Ом, максимальное звуковое давление 136 дБ на частоте 1 кГц при КНИ менее 1%. Динамический диапазон 113 дБ.

Не остается Audio-Technica в стороне от экологии, при производстве учитываются требования директивы Евросоюза по вредным веществам (RoHS).

Широко представлены в каталоге фирмы и микрофоны различного назначения, и устройства для обработки сигналов, и аксессуары. Отмечу и сам каталог — 140 страниц великолепной бумаги, описания, фото и цены. Читаешь — не оторваться.

Bourns Inc.

Продукция Bourns Inc — потенциометры, коммутационные изделия, трансформаторы и прочие необходимые «мелочи». С продукцией фирмы сталкивался практически любой звукорежиссер и музыкант. В этом секторе новинки не так часты, но и ценится другое: стабильность и надежность.

DPA Microphones A/S

Фирма DPA Microphones хорошо известна российским специалистам, поэтому ограничусь только новинками.

Миниатюрный SMK4061 Stereo Microphone Kit предназначен, в первую очередь, для записи музыки. По принципу действия SMK4061 — конденсатор-ный преобразователь давления. Чувствительность 6 мВ/Па или 44,5 дБ, питание от 5 до 50 В, эквивалентный уровень шума 23 дБА.

Микрофоны 4090/91 — инструментальные. Основное различие между моделями — чувствительность (-20 мВ/Па или -34 дБ относительно 1 В/Па у модели 4090, -6 мВ/Па или -44,5 дБ — у модели 4091) и максимальное значение давления (134 дБ для 4090 и 144 дБ для 4091). Остальные свойства и параметры идентичны: конденсаторный микрофон с круговой диаграммой направленности, преобразователь давления. Диапазон частот 20 Гц…20 кГц (±2дБ), 48 В фантомное питание, уровень собственных шумов 27 дБА, нелинейные искажения менее 1% при уровне звукового давления до 123 дБ. Миниатюрный капсюль имеет диаметр 5,4 мм.

Микрофон граничного слоя BLM4060 — конденсаторный преобразователь давления с вертикальной диафрагмой, ненаправленный в пространстве полусферы. Эквивалентный уровень шума 23 дБА, диапазон частот 20 Гц…14 кГц с подъемом 7 дБ на частоте 8 кГц. Чувствительность 20 мВ/Па или -34 дБ, питание от 5 до 50 В, разъем MicroDot.

Выходное сопротивление встроенного усилителя не превышает 40 Ом, это позволяет использовать для подключений кабель длиной до 300 м.

На стенде Fischer Amps. Вибропривод к сиденью может выполнить функции субвуфера или канала низкочастотных эффектов весьма убедительно

Fischer Amps

Подойдя к стенду Fisher Amps, обращаешь внимание на странное приспособление.

Разработчики из Fischer Amps подошли к вопросу рационально: канал низких частот должен создавать ощущение силы, достигается этот результат не только сотрясением воздуха, но и прямым воздействием на слушателя через пол или стул. Экономия энергии, существенное снижение помех, излучаемых в окружающее пространство, — вот результат.

Новая модификация вибропривода заняла место между большим High End Bass Shaker ButtKicker и малым (относительно, конечно) Bass Shacker. Максимальная мощность устройства — 250 Вт.

Специалистам хорошо известны достижения в секторе ушных мониторов (In Ear Monitor): линейки Ultimate Ears Pro, Ultimate Ears Ambient и Ultimate Ears super.fi. Знаком New помечена модель In-Ear Body Pack XL. Дополнительный вход для микрофона расширяет возможности прибора.

Чувствительность капсюлей мониторов — около 120 дБ/1 мВт. Диапазон частот воспроизводимых сигналов — 20…16000 Гц. Звукоизоляция — 26 дБ, а в моделях Ultimate Ears Ambient можно выбирать между 12 или 26 дБ.

Продолжает фирма выпускать необходимые в концертной деятельности аксессуары: зарядные устройства для аккумуляторов в корпусе 19 и 9,5 дюймов.

Fostex Corporation

На стенде Fostex Corporation

На стенде Fostex мое внимание привлекли логотипы NetCIRA и Ether Sound Постепенно цифровые технологии вытесняют аналоговые решения из студий — от выхода микрофона до входа акустической системы сигнал путешествует в цифровом виде. Мы видим основное направление развития студийной техники — разумная достаточность и цифра.

Новый рекордер PD606 я бы не рискнул относить к заурядным. Полная линейка частот дискретизации (44,1/48/88,2/96/176,4/192 кГц для режима 24 бит и 44,1/48 кГц для 16 бит), синхронизация с видео, масса сервисных удобств. Особо я выделю строку 0,1% pull up/down on FS. Устройство может записывать на DVD и 1,8″ жесткий диск и имеет режим DDR (Dual Drive Recording).

Ivie Technologies

Фирма Ivie — одна из немногих, представивших здесь контрольно-измерительное оборудование. Итак, линейка приборов для акустических измерений от Ivie. Логика разработчиков понятна: берется измерительный микрофон с предварительным усилителем и АЦП, а обработку, вычисления и индикацию выполняет наладонник или микрокомпьютер. Именно для микрокомпьютера предназначено новое решение — IE45.

Мне очень понравилась структура FAQ к новому прибору: Very Short Answer/Short Answer/Long answer. Перевод, надеюсь, не требуется? Под заголовком Long answer мы видим пояснение, что IE45 использует новую вычислительную модель и новую аппаратную часть — входной модуль IE-45IM. Есть и мелкие отличия: у наладонника дисплей вертикальный, а у микрокомпьютера — горизонтальный, в программное обеспечение были внесены поправки. С микрокомпьютером IE-45IM общается по интерфейсу USB. Обновлен и софт, он адаптирован к особенностям ресурсов Ultra Mobile PC, который отличается от PDA. IE45 выполняет функцию генератора, осциллографа, помогает проверить полярность подключения — прибор, полезный во всех отношениях.

Измерительные возможности приборов от Ivie широки: от RTA (Real Time Analysis), используемого при контроле АЧХ по звуковому давлению, до RT60 — анализа параметров реверберационного процесса (Reverberation Time Analysis). Жизнь служб эксплуатации облегчит возможность автоматизировать процедуру настройки для улучшения воспроизведения речи (STI-PA — Speech Intelligibility Analysis).

JJ Electronic

Тема лампового звука до сих пор будоражит умы звукорежиссеров, что вполне объяснимо: именно на лампах были сделаны великолепные записи в середине 20-го века. Но только ли в лампах там дело? Продукция JJ Electronic не претендует на новизну и революционность. Многие музыканты и технари вздохнут ностальгически, глядя на стеклянный баллон с надписью EL84, 6L6 или ESS 803S. Вакуумное ламповое производство не терпит суеты, здесь не ждут нового, а уверены в старом. Сегодня продолжают выпускать ламповое оборудование и запасные части для него в виде ламп, а иначе и нельзя: 5, а если повезет, то 10 тысяч часов работы — это практически предел для ламп.

Изобилие всевозможных микрофонов наводит на мысль, что не только синтезаторами жива музыка, есть еще и живой звук.

Microtech Gefell

Микрофон M930 twin от Microtech Gefell

История микрофоностроения в Германии богата достижениями и успехами, здесь есть что отмечать. В 1928 году Georg Neumann и Erich Rickmann организовали предприя-тие Georg Neumann & Co. В 1943 году, во время второй мировой войны, главная лаборатория из Берлина была перенесена в Гефель. Сейчас там, на Георг-Нойман-Платц, расположено предприятие Microtech Gefell GmbH.

Табличку New мы видим на стенде рядом с микрофоном M930 twin.

Этот конденсаторный преобразователь градиента давления с кардиоидной характеристикой направленности имеет капсюль с большой мембраной и полупроводниковый усилитель.

В числе особенностей модели M930 — низкий уровень собственного шума (7 дБА). Диапазон частот 40…18000 Гц, чувствительность -21 мВ/Па. Максимальное звуковое давление составляет 142 дБ при Кг менее 0,5%. Динамический диапазон усилителя составляет 135 дБ, выходное сопротивление — 100 Ом, максимальный уровень выходного сигнала 18 дБн. И качество изготовления вселяет оптимизм. Конечно, цифры технических характеристик не очень объективно отражают возможности микрофона. Микрофон надо слушать… Правда, это требование не относится к измерительным микрофонам, которые Microtech Gefell GmbH выпускает тоже.

Milab Microphones

История фирмы началась в 1941 году, а 1970-м появилось название Milab (MIcrophone LABoratories). В 1999 году был создан цифровой микрофон Milab DM1001 с интерфейсом AES/EBU, а три года спустя разработана и цифровая стереосистема. Продукция фирмы — широкий ассортимент микрофонов различного назначения, в том числе и для радио.

На стенде Milab Microphones. Микрофон SRND360 для объемной записи

Новинка — аналоговая система SRND360. В основе новинки лежит известная идея: имея три капсюля, можно обеспечить полностью объемное звучание, сформировав из этих трех исходных сигналов полный комплект для системы воспроизведения формата 5.0/5.1 или 6.0/6.1. Так и устроен микрофон SRND360.

К микрофону прилагаются специальный адаптер и блок питания. Заявлен традиционный диапазон частот (20 Гц…20 кГц), высокая чувствительность (17,5 мВ/Па), малые собственные шумы (12 дБА). Микрофон SRND360 тоже можно считать очередной вехой на пути к нормальной прямой записи живого исполнения на новом уровне объемности.

На стенде Georg Neumann GmbH. В кабине с прозрачной стенкой поют, сигнал от микрофонов выведен наружу, это позволяет оценить результат
Шесть микрофонов от Neumann — есть что послушать

Georg Neumann

Можно было услышать около стенда разговоры про старые модели, которые лучше всех новых. И не только на выставке это обсуждают. Специалисты знают, что скрипка с годами созревает, а рояль — стареет. Возможно, со временем раскрывается и микрофон. А возможно, что дело в другом — за прошедшие со дня появления UM57 на свет полвека просто научились с ним работать? И нужно ли гонятся за новинками?

Улучшить владение имеющимися микрофонами можно было, прослушав выступления сотрудников фирмы на семинаре с интригующим названием You have questions…. Ровным счетом 32 доклада по вопросам микрофонной работы с голосом и инструментами. Например, через окно микрофонной кабины можно было наблюдать за процессом, а через мониторы — слышать, что получается в результате.

Захватывающее зрелище! Желающие могли познакомиться с микрофонами поближе — послушать собственный голос и звуки павильона.

Очень информативно — если есть хотя бы небольшой навык работы с микрофонами. Надо сказать, что поддерживает фирма свою продукцию очень долго, владельцы раритетов не обойдены вниманием и помощью.

Neutrik AG

В числе новинок на стенде компании Neutrik — разъем EtherCon для витой пары САТ6. В контактной части он представляет собой классический RJ45, а механической частью разъем напоминает нам известный своим удобством и надежностью XLR.

Не уходят со сцены и классические аналоговые решения: четвертьдюймовый патчбэй NYS-SPP-L ориентирован на профессиональное применение. Модель, как и все в номенклатуре Neutrik AG, добротно сделана и прослужит долго.

NTI AG

Известная профессионалам фирма NTI представила линейку миниатюрных измерительных приборов.

Как новые позиционированы Minirator MR-PRO и Minirator MR2.

MR-PRO имеет повышенную точность, добавлена возможность измерения фантомного питания и параметров кабеля. Низкое выходное сопротивление (10 Ом), малая погрешность (менее 0,2 дБ) и высокий уровень выходного сигнала (до +18 дБн) — вот основные особенности Minirator MR-PRO.

Измерительные приборы на стенде NTI AG

Представлена новая версия программного обеспечения для измерения параметров акустических систем и головок: NTI Speaker Test System V3.01. По сравнению с предыдущей повышена точность и улучшены автоматические измерения. Полный цикл измерений АЧХ, нелинейных искажений (THD, THD+N, k2, k3, k4, k5), зависимости от частоты электрического сопротивления и звукового давления, полярности, TS-параметров, сопротивления постоянному току и Rub&Buzz (шуршания и дребезга) занимает всего несколько секунд, обычно — 1,5…2,5 с.

Едва ли звукорежиссеру придется измерять параметры головок, но вольтметр и генераторы в студии необходимы. И измерительный прибор не будет лежать без дела.

Oktava

На стенде Oktava

Стенд тульской компании в каталоге выставки значится в разделе «Германия». Да, в стране лучших в мире микрофонов есть представительство российской фирмы, успешно продающее сотни приборов. И это при том, что отношение к торговой марке Oktava в России — двойственное. Привычно поругивая изделия отечественных производителей, многие предпочитают приобретать иномарки, подчас невзирая на очевидное качество отечественной продукции. Микрофоны — действующие, желающие могли послушать. Вполне можно выбрать подходящий и для речи, и для вокала, и для инструментов.

Микрофон для объемной записи Oktava MK-012AM Ambient Microphone 4-D preamp

Была представлена и новая модель «пространственного микрофона»: комбинация из четырех капсюлей и предварительного усилителя, примерно так можно перевести название MK-012AM Ambient Microphone 4-D preamp.

Показана эта конструкция была в действии, и в головных телефонах можно было оценить звучание. Позвенев ключами вокруг микрофона, представитель фирмы дал мне пищу для размышлений. Многие ли исполнители готовы работать с таким микрофоном? Возврат к прямой записи — это актуальная тенденция. Наличие таких микрофонов на рынке возможно только при условии, что есть спрос, иначе бы производители переключились на что-то другое, лучше продаваемое.

В числе новинок — МК-103 и МК-104, модели увидели свет осенью прошлого года. МК-103 имеет капсюль 19,5 мм, диаграмма — кардиоида, чувствительность не менее 7 мВ/Па, уровень собственного шума 18 дБА, диапазон частот 20 Гц…20 кГц, максимальное давление составляет 140 дБ в диапазоне 250…8000 Гц при Кг менее 0,5%. МК-104 построен на капсюле с большой мембраной (27 мм) и в части технических параметров отличается от МК-103 только большей чувствительностью: не менее 9 мВ/Па.

Rode Microphones

Новые микрофоны на стенде Rode Microphones
От аналога к цифре: на смену XLR идет USB — Rode Podcaster

Микрофон, надо отметить, устройство весьма консервативное и спешных улучшений не приемлет — по крайней мере, в части преобразования акустического сигнала в электрический. А в электрическом тракте вполне можно заниматься усовершенствованиями, и таблички New for 2007 украшали стенд Rode Microphones.

Например, в модели Podcaster находится встроенный АЦП с разрешением 18 бит, частотой дискретизации до 48 кГц, спецификация АС97 — еще один шаг на пути к созданию полностью цифровой студии. С внешним миром Podcaster общается по интерфейсу USB, от него же берется питание для электронной начинки микрофона. Podcaster имеет гнездо для подключения головных телефонов, предусмотрен и регулятор уровня.

Акустический принцип действия — преобразователь градиента давления, характеристика направленности кардиоида, диапазон частот 40 Гц…14 кГц, отношение сигнал/шум 78 дБ. Электроакустические компоненты устройства продолжают хорошо знакомую линию и по внешнему виду, и по внутреннему устройству. Использование проверенных решений позволяет производителю давать гарантию 10 лет.

Хотелось бы отметить X/Y-стереомикрофон NT4, с помощью которого можно записать в стерео живое звучание. Пока выпускаются такие модели, остается надежда, что исполнительское мастерство и профессионализм не будут забыты.

Schoeps GmbH

Не проходили посетители мимо направленного микрофона Schoeps CMIT 5 U. Аббревиатура CMIT (Condenser Microphone with Interference Tube) означает, что для формирования диаграммы направленности используются волновод (Tube в данном случае переводится как «труба») и интерференция волн. Результаты неплохие — при длине 251 мм тыловой сигнал ослаблен на 10 дБ на частоте 500 Гц. С ростом частоты затухание растет — 20 дБ/2 кГц.

Представлен был цифровой микрофон, точнее микрофонный усилитель с АЦП CMD 2 U. С капсюлем MK 2S технические показатели CMD 2 U следующие: частоты дискретизации 44,1/48/88,2/96/172,4/192 кГц, разрядность 24 бит, динамический диапазон 115 дБ, чувствительность -34,5 дБFS при 94 дБ SPL, максимальное давление 128 дБ, уровень собственного шума 15 дБA. Подключается CMD 2 U к входу AES 3 с цифровым фантомным питанием AES 42-DPP, напряжение 10 В, 100 мА.

Микрофонная технология системы M/S заслуживает исторического описания, а технология и оборудование Double M/S Surround еще только входят в нашу жизнь. Комбинация из двух капсюлей CCM 4VLg (кардиоида) и одного CCM 8Lg (восьмерка) позволяет получить сигналы всех каналов системы 5.Х с помощью пассивной матрицы MDMS U для Double M/S.

Создается впечатление, что ведущие производители микрофонов нисколько не охладели к идее прямой записи, а скорее, наоборот, всячески ее поддерживают, да и звукорежиссеры не отказываются от ее использования. Прямая запись предъявляет жесткие требования к музыкантам и звукоинженерам — возможности последующей коррекции ничтожны по сравнению с многодорожечной технологией.

На стенде SM Pro Audio

SM Pro Audio. TT Audio GmbH

Wave panels. На стенде был представлен весьма широкий ассортимент продукции, на нем всегда было многолюдно. Исправить акустические свойства помещения весьма непросто и недешево. Иногда и не пытаются привести в порядок все сразу, а ограничиваются акустической кабиной, тоже довольно дорогой.

Следующий шаг — это ширма около микрофона The MIC THING от Wave panels. Во многих случаях такое защитное приспособление поможет ослабить влияние гуляющих по помещению записи звуковых волн. Ширма весит около 6,5 кг и имеет размеры 740 × 400 × 50мм. По данным производителя, экранирующий эффект ширмы на средних частотах составляет около 30 дБ. Имеются и классические звукопоглощающие решения, в частотности панели для баса, их отличает повышенная толщина.

Музыкантам будет интересна Stage Buddy — персональная система мониторинга.

В ряду новинок — АЦП/ЦАП ADDA 192-S. Прибор стереофонический, поддерживается частота дискретизации 192 кГц — предел разумных потребностей в звукотехнике. Может устройство работать и с частотами стандартного ряда 44,1/48/96 кГц. Микросхемы ЦАП (CS4398) и АЦП (CS5381) обеспечивают динамический диапазон 120 дБ. Два микрофонных входа имеют фантомное питание. Цифровой интерфейс — оптический и S/PDIF.

Staar Technology S.r.l.

В каталоге итальянской фирмы Staar Technology присутствует полный спектр звукового оборудования, от кабелей, стоек и микрофонов до процессоров и линейных массивов. И все — новинки. Изделия еще настолько новы, что их даже нет на выставке, пока идет подготовка к производству. Оценивать аппаратуру по картинкам в буклете не буду, дождемся сначала материализации идей. Но есть факт, мимо которого проходить не следует. Производить надо там, где выгодно — бесспорная истина. Сегодня производство — это Юго-Восток. Разрабатывать нужно там, где это получается, где удается собрать инженеров и дизайнеров. Тех, кто еще не уехал в Канаду, Австралию или Соединенные Штаты, можно найти в Европе. В частности, в Италии — стране электротехники и радио, Вольты и Маркони. Именно по этому пути идет Staar Technology S.r.l. Объединение итальянских разработчиков с производственным потенциалом Китая может дать неожиданные результаты. Будем следить за развитием компании.

Tannoy Ltd.

Новая линейка акустических систем DESIGNER INSTALL (Tannoy Di) отличается прежде всего конструкцией. Здесь электрический разъем интегрирован в механический подвес, что упрощает и облегчает монтаж.

В электроакустической части мы видим проверенное временем классическое «танноевское» решение — DUAL CONCENTRIC.

Даже по таблице технических данных видно, что производитель знает цену цифрам:

МодельDi5 DCDi6 DCDi8 DC
НЧ-головка110 мм (4,5″)165 мм (6,5″)200 мм (8″)
ВЧ-головка19 мм (0,75″)25 мм (1″)25 мм (1″)
Кроссовер2 кГц1,6 кГц1,5 кГц
Диапазон частот (-3 дБ)90 Гц…50 кГц75 Гц…30 кГц65 Гц…30 кГц
Диапазон частот (-10 дБ)80 Гц…54 кГц55 Гц…35 кГц53 Гц…35 кГц
Чувствительность88 дБ/Вт/м89 дБ/Вт/м91 дБ/Вт/м
Максимальная мощность240 Вт360 Вт360 Вт
Максимум SPL 112 дБ115 дБ117 дБ
Акустическая система Tannoy SR601 Rock Speaker

Обратите внимание: приведен не просто диапазон частот, а для двух значений спада. И сами цифры неплохи — 50 кГц на -3 дБ. Концентрическая головка, фирменный «конек» Tannoy, позволяет придать акустической системе неожиданную форму, так построена модель SR601 Rock Speaker.

На первый взгляд это просто камень… вот раздолье для дизайнеров! Нельзя не упомянуть и про Tannoy VNET — электроакустике не чужды цифровые технологии.

Violet Design

Стереомикрофон Flamingo украсит собой любую студию. Производитель не делает акцента на технических параметрах устройства, да и многие уже поняли, что не в цифрах счастье.

Исполнители знают, какую энергию дает зал. При студийной работе музыкант или певец видит перед собой не лица слушателей, а микрофон. И именно для студий предназначен Flamingo, как, впрочем, и большинство моделей фирмы Violet Design. Разве можно халтурить, когда перед тобою такая красота? Так что внешний вид микрофона тоже очень важен. Оригинальная конструкция удобна и для ручной работы, она же является элементом системы виброгашения. Специалистам известно значение этой системы. Если микрофон собирает все механические помехи, то не спасет ни внешний вид, ни отменная АЧХ по звуковому давлению.

Осталось еще много интересного, но обо всем рассказать в журнале невозможно. Информацию об усилительном оборудовании, программном обеспечении и прочих экспонатах вы найдете в статьях моих коллег. В завершение мне хотелось бы отметить тенденции. Не буду повторять страшные истории про экспансию с Юго-Востока или сказки про безысходно низкое качество товаров из этого региона. Регион большой, и огульно обобщать не следует. В целом качество — достаточное для повседневной работы, особенно если принять во внимание еще и цену. И практически полностью представлен ассортимент, от кабелей до микрофонов и пультов. Пример — Biema. Муравей на логотипе компании наводит на разные мысли. Листая каталог Biema, можно узнать много нового. Поначалу в иероглифах трудно разбираться, но постепенно привыкаешь. И понимаешь, чем именно хороша хорошая аппаратура, а чем — звук. И что же это такое — хороший звук. На выставке легко и удобно сравнивать, а в сравнении познается истина. Прошла еще одна выставка, сделан еще один шаг вперед.

Итак, до следующего!

Михаил Сергеев. Aрхив журнала «Звукорежиссер».