КАК УПРАВЛЯТЬ ПОХОДНЫМ СВЕТОМ

В управлении светом есть очень много субъективного, связанного исключительно с творческим потенциалом художника или оператора. Вообще, надо сказать, искусство освещения, если говорить образно, это процесс оживления неподвижности, искусство управления фоном. Данный процесс довольно трудно теоретизировать, но, как и в любом ремесле, тут тоже есть принципы, основы, необходимые для начального понимания дела. Овладев ими, можно, добавляя уже свои творческие представления и идеи, создавать собственный художественный продукт. Разобравшись с приобретённой для управления светом системой, нажимая кнопки и двигая ручки пульта, можно видеть, как оживают приборы, начинают «строптиво» подчиняться вашей воле. В определённых режимах процесс освещения сцены может происходить автоматически, что несёт в себе некоторую неприятность. Увлекаясь такими режимами, операторы рискуют потерять интерес аудитории – да и свой собственный – к процессу освещения. Данное отношение очень часто можно наблюдать, скажем, на некоторых клубных сценах, где в целях экономии администрация отказывается от услуг художников и операторов по свету. Пульт просто ставится на «автомат» и в течение всей программы к нему никто не подходит. Световые картины, которые добросовестно проигрывает пульт, через некоторое время надоедают и начинают вызывать некоторое раздражение у посетителей; интерес к сценическому действию при этом ослабевает, а то и исчезает вовсе. Отсюда вывод: пульт и человек – это одно целое. Даже самый сложный функционально продукт не может создавать то, что подвластно художнику. Для того чтобы постичь все тонкости светового управления, нужно специальное образование. По крайней мере, стоит прослушать курсы или посетить семинары, которые периодически проводят самые известные российские художники по свету в Москве или Петербурге. Можно почитать и литературу – её немного, но она всё же есть. Всякий раз на отраслевых выставках издательские дома представляют профессиональные книжки и брошюры. Полезно просматривать и журналы по нашей теме. Если по какой-либо причине нет возможности освоить световое управление, то стоит подумать о привлечении специалистов на ваши концерты. Профессия художника по свету непроста в освоении, необходим также и определённый талант. Попробуем разобраться в функциях операторской работы. Оператор по свету – это правая рука художника. Более того, очень часто художник по свету даже не притрагивается к пульту, поскольку ему, во-первых, знакомы далеко не все модели, а во-вторых, в обязанности художников не входит обязательное умение «крутить баранку». Художник творит, создаёт световое пространство, распределяет световые роли, а оператор воплощает творческую волю. И никто лучше оператора по свету с этим не справится, а значит он так же немного художник; да и без знаний основных принципов светового построения работать было бы сложно и неинтересно. Настоящий профессионал своего дела может сформировать световое пространство с любым количеством осветительных приборов. Всем, кто периодически смотрит театральные постановки, памятны моменты, когда сцену освещает лишь небольшая группа прожекторов, создавая настроение, акцентируя необходимые позиции актёров и декораций. Это высший пилотаж искусства. В нашей же ситуации всё значительно проще – необходимо обеспечить достаточным освещением выступление музыкантов и солистов перед уважаемой публикой. Прежде всего, нужно правильно расположить всё осветительное оборудование в рабочей зоне. Любой наблюдательный человек, даже незнакомый с секретами постановочного освещения, может заметить, что в театрах и на концертных площадках свет поплановый, т.е. расположенный параллельно линии авансцены по всей глубине её пространства. Очень важным являются также боковой свет и свет, расположенный на выносных мостах зала. Это, в основном, определяющее размещение приборов. Конечно, в классических театрах и на больших концертных площадках свет организован гораздо сложнее, но у нашего «оперативного» случая возможности скромнее. Для того чтобы организовать такое пространство, необходимы десятки и сотни приборов, огромное количество коммутационных средств и пр. Наша же аппаратура размещена в кузове «Газели» – её потенциальные возможности ограничены. И тем не менее даже такой небольшой набор требует грамотного подхода к эксплуатации. Главное правило – придерживайтесь классического подхода. Пусть даже в вашем арсенале всего два прожектора типа PAR, всё равно их размещение должно подчиняться классическим законам.Выступление музыкантов на сцене клуба или ДК, прежде всего, должно быть видно из зала, тут не стоит увлекаться экспериментированием со светом (хотя порой всё зависит от выстроенной композиции). Просто направьте световой поток на фигуры и лица выступающих – это самые важные объекты освещения. Зрители должны видеть своих героев. Логично предположить, что для этого прожекторы надо располагать, по крайней мере, на линии сцены. Т.е. главный план ближе к авансцене. Дальше приоритет распределяется по глубине. В принципе, иногда, ввиду крайне ограниченных возможностей, бывает достаточно расположить в тылу зала следящий прожектор, направленный на выступающих, и, включив несколько интерьерных световых групп, отработать концерт. Однако это экстремальные крайности. Главная функция следящего прожектора – акцентировать выступление, а не заменить собой весь постановочный свет. Если предполагается использование приборов на штативах, их, прежде всего, надо расположить как можно ближе к краю сцены – в противном случае артисты, вышедшие вперёд, пропадут в тени. Отсюда образуется ещё один важный принцип построения освещения: солирующие артисты не должны быть в тени, их надо освещать выше пояса с обязательным «захватом» лица. Для этого свет направляется, как правило, с двух сторон по максимальному углу с выносом вперёд попарно, сбегаясь к центральной параллельной линии. В этом случае любое перемещение артиста по сцене будет в зоне освещения. Подобным образом формируется свет по всем планам (см. рис. 1). Ещё раз подчеркну, что данные способы формирования светового пространства лишь начальный уровень, на самом деле построение светового заполнения очень сложный процесс, описать который в рамках данной статьи невозможно. Это так называемое «прокатное» построение освещения – самое простое и «скоростное». А вообще формирование светового поля сильно зависит от действий, происходящих на сцене, от места и типа выступления и т.д. Если есть возможности, то будет правильно объектно подсветить, например, ударную установку или клавишные инструменты, иногда – логотип группы, флаг и пр. Всё сказанное относится к установке статических прожекторов. Понятно, что если есть сканирующие приборы или «вращающиеся головы», то для них точная направка не требуется, их можно позиционировать с пульта, но располагать их надо по таким же принципам. Если количество приборов непарное, то «одинокий» прожектор лучше использовать как акцентный, например для подсветки инструментов или диджея. Данная, казалось бы, простота и банальность подобных рассуждений подкрепляется отрицательными примерами. Невероятное количество раз я лично наблюдал выступления музыкантов со своим оборудованием в камерных клубах с полным непониманием осветительных нюансов. Группы освещались прожекторами, расположенными на арьерсцене, в спину; освещались по бокам из глубины сцены и с пола танцевальной площадки (снизу вверх); наоборот, в «макушку» с штанкетного подвеса и т.д. И всё это происходило с довольно известными коллективами в модных московских клубах, причём оборудование зачастую было далеко выше среднего ценового уровня, что говорит только о невнимательности, о небрежности и отсутствии в коллективе необходимого специалиста. Такие явные ошибки иногда просто комичны. Был случай, когда выступление сопровождалось подтанцовкой девушек, а свет акцентировали, уж извините, внизу. Лиц не видно, видны только ноги. Хотя, кто знает, может, именно в этом состояла «гениальная» задумка режиссёра. Световые лучи должны «захватывать» сценические объекты в своём пересечении, тогда выступающий музыкант, певец или артист будет обозрим со всех сторон, будет видно выражение его лица, костюм, движения, а эти факторы определяют настроение действия, в чём, собственно, и состоит главная идея любой сценической постановки. В таком «походном» режиме самое трудное, это предугадать все возможные технические сложности, связанные с подключением осветительного оборудования на сцене. Не всегда достаточно тех коммутационных элементов, которые гастролёры возят с собой, чтобы установить оборудование в нужных и удобных местах. Невозможно учесть всё и иметь абсолютно универсальную систему. И тем не менее придерживаться правил освещения сценических объектов придётся. Именно по этой причине самым удобным вариантом для непредвиденных случаев остаётся приобретение прожекторов с полным вращением корпуса («вращающихся голов»), которые не так «чувствительны» к месту положения – всё зависит от правильно прописанных на пульте программ. Дальнейшее внимание мы уделим тому, как более-менее правильно работать с пультом управления светом. Тут тоже отсутствуют какие-либо жёсткие рекомендации, но есть некоторые несложные принципы, которые успешно используют в своей практике операторы, когда нет возможности и времени прописывать сложные партитурные программы для управления светом. Прежде всего, необходимо разобраться с работой самого пульта. Все модели разные, иногда по идеологии очень непохожи друг на друга. Придётся приспособиться к особенностям именно своей системы управления. Но это вещи сами собой разумеющиеся. А вот самые основные и простые принципы управления могут быть универсальными. Проще всего раскрыть данные «тонкости» можно по пунктам. То есть: Нет необходимости записывать огромное количество программ, достаточно придумать несколько удобных и простых (хотя бы для начала), подходящих для большинства выступлений.


Прописывать движение сканеров, «голов» и других приборов с функциями перемещения лучей нужно «размашисто», по длинным траекториям – это даёт удачный визуальный эффект. Не нужно создавать цветовые «калейдоскопы» – быстрая и частая смена цвета, как правило, быстро утомляет зрителей.


Если, кроме динамического оборудования, есть ещё и статическое, то в этом случае лучше использовать прожекторы для создания заливающей подсветки, а динамический свет использовать как игровой массив.


При написании программ важно заранее промоделировать свою работу, прослушивая все композиции предстоящего выступления, и фактически прописать партитуру, отметить сложные или акцентные моменты на листке бумаги, разметив операторские действия по времени. Смена программ должна быть строго синхронизирована со сменой сценических композиций. Иначе говоря, не стоит применять одну и ту же программу для идущих друг за другом сценических действий (песен, танцев, выступлений и пр.). Быстрое действие должно сочетаться с медленным. Например, быстрая смена цвета с медленным движением корпусов приборов или, наоборот, быстрое движение с плавной сменой фоновой засветки.


Если есть возможность, нужно тщательно продумать цветовое сопровождение всех сценических действий, всегда помня о том, что цвет определяет настроение зрителей. Не весь свет должен быть цветным, всегда надо оставлять хотя бы немного «белой» заливки. Следует помнить, что самым важным для зрителей всегда будет человек на сцене, а его можно рассмотреть только в «белом» свете. И последнее – никаких рецептов не существует. Творите, экспериментируйте – критерием оценки вашего вкуса и таланта всегда будут зрители. Успех любого вступления на сцене зависит от сбалансированных действий артистов, обслуживающего персонала и самой техники. Продумывать любые замыслы надо совместно, особенно в тесных, небольших творческих коллективах. Например, если происходит презентация новой песни в новых костюмах или с другими декорациями, понятно, что световое сопровождение тоже должно быть скорректировано. Казалось бы, всё это прописные истины, но мне известны примеры, когда в клубах при выступлении новых коллективов на сцене использовались старые световые программы. Увы, такие просчёты довольно часто случаются. Вообще, не помешает регулярное обновление программ и совершенствование самой осветительной системы. Со светом и техникой надо постоянно работать, тогда каждое выступление станет свежим и неповторимым. Правильный свет может появиться только в талантливых руках, но хороший оператор, а тем более художник по свету – редкость. Лучше если это будет настоящий специалист, имеющий профессиональное образование. Однако есть немало способных людей, получивших навыки работой в клубах и на прокатных подмостках. Можно обучиться работе со светом и самостоятельно, но без определённой практики особенных шедевров и мгновенной удачи ждать не стоит. Слишком уж неуловима эта субстанция – свет. Бытует даже такая шутливая мысль, что есть специалисты по звуку, есть талантливые сценографы и гениальные звукооператоры, а в свете не разбирается никто. Это конечно не так, но что-то мистическое тут всё-таки присутствует. Иначе как объяснить тот факт, что подавляющее большинство публикаций связано с проблемами звука, про свет же пишут крайне мало, книг почти нет, и очень жаль! Хотелось бы ещё дать некоторое разъяснение, а именно: всё сказанное в этой и предыдущих статьях по поводу управления светом имеет субъективный окрас и основывается на собственном опыте работы с прокатным и клубным светом. Для театров и концертных площадок, данных рекомендаций не достаточно. Главная цель, которая заложена в тексте, это показать с чего надо начать. Приходится так обострять внимание на этом моменте по причине довольно сложной ситуации, сложившейся в нашей стране в оценке вклада и работы практикующих художников и операторов по свету. Споры по поводу того, как светить и как получать профессиональное образование, до сих пор не утихают в кулуарах. И особенно не хотелось бы оспаривать чье-либо собственное, особенное понимание осветительных проблем. Более того, было бы просто великолепно, если на страницах журнала появятся другие взгляды и ещё кто-либо поделится личным опытом и знаниями по этим вопросам.

Текст: Алексей БИТУС. Журнал "MusicBox".