НОУТБУК ДЛЯ КЛАВИШНИКА

В последнее время было много сказано и написано об использовании ноутбуков в живой работе клавишника. Хотелось бы обобщить некоторые рассуждения, а также рассказать о своём опыте в этом вопросе и о некоторых актуальных программных и железных новинках.

Прежде всего, выскажу своё мнение по поводу животрепещущей дилеммы: способны ли программные синтезаторы заменить свои железные аналоги. На многочисленных интернет-форумах постоянно приходится сталкиваться с высказываниями типа «…раньше использовал только плагины, теперь накопил денег на Korg (Roland, Kurzweil) и почувствовал разницу – никакие плагины не заменят железа...» Приходилось мне и на концертах слышать некоторых наших исполнителей, играющих на софтовых инструментах, и должен сказать, что звук, производимый ими, был обычно невыразительным, пластмассовым и терялся в общем звучании. Но вот что интересно: не так давно я был на концерте Херби Хэнкока (Herbie Hancock) в Доме музыки и наслаждался прекрасной игрой этого пианиста. Кроме собственно рояля, он пользовался отменно звучащим электропиано. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что это был не Rhodes и не какой-либо железный синтезатор, а плагин EVP88 программы Logic. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.Что представляет собой современный синтезатор или сэмпл-плеер? Я думаю, никто не будет спорить, что практически все они являются теми же самыми компьютерами. Время чисто аналоговых устройств безвозвратно ушло в прошлое – уже давно не видно никого, кто бы играл на Oberheim OB8 или Prophet 5. Внутри у сегодняшних синтезаторов – центральный процессор, микросхемы постоянной и оперативной памяти, материнская плата, цифро-аналоговые преобразователи, а в сэмплерах – ещё и жесткие диски. Все это хозяйство работает под управлением операционной системы. Какие же здесь отличия от компьютера? А отличие только одно – выходной каскад устройства. Дело в том, что аудиокарты, которые используются с компьютерами, выдают звук нейтральный, неокрашенный. Именно к этому стремятся все производители. А выходной тракт синтезаторов проектируется так, чтобы получить звук красивый, плотный, максимально приятный на слух. Отсюда вывод: для того чтобы в живой работе иметь хороший звук с лэптопа, необходимо устройство, которое будет утеплять и улучшать звук. И таким устройством является ламповый предварительный усилитель. Здесь есть два решения. Первое (совсем дешёвое или даже бесплатное) – поставить в мастер-секции хост-программы VST плагин – эмулятор лампового каскада. Таких сейчас существует несколько. Мой любимый – Antares Tube (рис. 1). Он действительно звучит очень похоже на настоящий ламповый предусилитель. Вы можете выбрать между двумя типами ламп – одна для мягкого окраса звука, другая для более жёсткого перегруза. Вдобавок имеется очень полезная в нашем случае кнопочка под названием Omni – если её включить, то звук будет окрашиваться во всём динамическом диапазоне, а не только при перегрузке лампы. Назову ещё пару программ, производящих тот же эффект: Voxengo Lampthruster, DcVVA. Разумеется, любая эмуляция не даст полноценного эффекта и такой вариант можно рассматривать только как временное решение.Второе – приобрести настоящий двухканальный ламповый предварительный усилитель с инструментальным входом, в который мы направим сигнал с нашей аудиокарты. Такое решение даст полноценный звук, так что никакие апологеты железа не посмеют кинуть камень в ваш огород. Здесь можно порекомендовать продукцию американских фирм ART, Samson и Presonus. Их изделия отличаются невысокой ценой и отменным качеством. Особенно хочется отметить новинку от Presonus под названием Blue Tube (рис. 2). Рекомендованная цена производителя (199 $) вкупе с малыми размерами и традиционным качеством Presonus выводят этот предусилитель в несомненные лидеры. Многие западные музыканты используют предуселители компании SpeakEasy (рис. 3), разработанные специально для клавишных инструментов, однако они достаточно дорогие и на нашем рынке не представлены. Теперь вернёмся к компьютерам и поговорим о том, какой ноутбук выбрать и как его настроить. Я не стану рекомендовать конкретные модели – рынок сейчас огромен и каждый может себе выбрать что-либо на свой вкус и кошелёк. Скажу лишь, что для работы с программными инструментами важны два параметра – частота процессора и количество оперативной памяти. Правда, это относится только к программным инструментам. Если же вы хотите во время концерта проигрывать ещё и аудиотреки, вам понадобится дополнительный внешний жёсткий диск с интерфейсом USB2 или FireWire. Хотя я не советовал бы такой вариант. Лучше под эти цели иметь отдельный компьютер – чем проще система, тем она надёжнее. Минимальная частота процессора, необходимая для нормальной работы, – 1300 MHz, оптимальная – от 1800 MHz. Минимум памяти – 512 Mb. Также необходимо проверить наличие порта FireWire (IEEE1394) и привода DVD. Все остальные навороты для нас лишние – чем их будет меньше, тем лучше. Операционную систему устанавливаем Windows XP со вторым сервис-паком. Тем, у кого мало оперативной памяти, лучше использовать Windows 2000 – системные требования меньше. Далее настраиваем операционную систему. Для начала идём в ПускНастройкаПанель УправленияЭкран и на вкладке Темы выбираем Классическая. На вкладке Заставка нажимаем кнопку Питание и в настройках схемы везде ставим Никогда. Затем заходим в ПускНастройкаПанель УправленияСистема ДополнительноБыстродействие и на вкладке Визуальные эффекты устанавливаем Обеспечить наилучшее быстродействие, а на вкладке Дополнительно ставим Оптимизировать работу служб, работающих в фоновом режиме и Оптимизировать работу системного кэша. Настоятельно рекомендую не использовать рабочий компьютер для выхода в интернет, так как возможность поймать какую-либо заразу весьма велика, а пользоваться антивирусами нельзя, поскольку они сильно тормозят работу системы. Если всё же существует такая необходимость, то лучше установить вторую операционную систему специально для выхода в интернет (что требует некоторых знаний) или воспользоваться эмулятором типа Virtual PC или WMware Workstation. Во втором варианте, хотя компьютер и будет работать несколько медленнее, но никакие вирусы основной системе не страшны. В качестве хоста для VST инструментов можно воспользоваться программой V-Stack от фирмы Steinberg (рис. 4). По сути, это тот же Cubase, только без секвенсора.В заключение хочу рассказать об одном очень достойном инструменте, мало известном широкой общественности. Это эмулятор классического органа Hammond B3 под названием ORGANized Trio итальянской фирмы SoundFonts (рис. 5). Его звук нравится мне гораздо больше, чем у остальных подобных плагинов, включая и самый популярный B4 от Native Instruments. Более того, недавно ради эксперимента в одном многоканальном проекте я попробовал заменить трек реального Hammond на ORGANized Trio и практически не услышал никакой разницы. На сайте этой же фирмы предлагается и замечательный эмулятор колонки Лесли под названием MrDonald (рис. 6). На мой взгляд, встроенный в орган эффект Лесли лучше отключить, а использовать MrDonald. Эффект перегрузки у органа тоже оставляет желать лучшего, поэтому между органом и колонкой можно поставить какой-либо ламповый овердрайв – например Antares Tube. Самое интересное, что всё это добро совершенно бесплатно находится по адресу http://www.soundfonts.it. Там же есть и очень неплохие эмуляторы Rhodes Piano и Wurlitzer.

Удачных вам звукоизвлечений!


Текст: Михаил ШЕВЦОВ. Журнал "MusicBox".