MB: В этом году вам исполнилось 10 лет. Какими моментами биографии компании вы больше всего гордитесь?
АЛЕКСАНДР СТРИЖАК: На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, можно говорить об отдельных проектах, с другой - в общих чертах рассказать о нашей деятельности. Спектр услуг JSA достаточно широк. Понятно, можно гордиться тем, что за 10 лет компания смогла занять достойное место в российском шоу-бизнесе, добилась выхода и признания на международном рынке. За это время в стране удалось создать – не без участия нашей компании – целое направление сценического бизнеса, технического производства проекта. И на сегодняшний день компания JSA, без ложной скромности, является лидером в этой отрасли. Если же говорить о каких-то отдельных проектах, то здесь есть два главных и, на наш взгляд, символических этапа нашей деятельности: это концерт Майкла Джексона (Michael Jackson, HIStory World Tour 1996) на стадионе «Динамо» (на котором я был техническим директором и после этого принял решение о создании компании) и последний проект на сегодняшний день - концерт Мадонны (Madonna). Мы получили заказ на продакшн её шоу. Между этими двумя проектами проделано много работы, накоплен колоссальный опыт, реализованы тысячи проектов, которыми мы по праву гордимся. Это практически все крупные концертные проекты, проходившие по настоящее время в столице - Jean Michel Jarre, Paul McCartney, RED HOT CHILI PEPPERS, THE ROLLING STONES, RAMMSTEIN, DEEP PURPLE, Alice Cooper, BLACKMORE'S NIGHT, GUANO APES, MUSE, SCORPIONS, Roger Waters, Joe Cocker, Montserrat Caballe, Placido Domingo. Кроме этого, мы постоянно участвуем в техническом обеспечении фестивалей и туров «Крылья», «Нашествие», «Эммаус», ММКФ, а также являемся партнёрами выставки «Музыка Москва». JSA доверяют реализацию проектов городские и федеральные структуры: 9 мая 2005 года наша компания осуществила масштабную постановку уникальной конструкции для главной церемонии празднования 60-летия Великой Победы на Красной площади. В общем, наш послужной список достаточно велик и говорит сам за себя.
MB: Что значит «выйти на международный рынок»?
АС: Как я уже говорил, на сегодняшний день компания JSA признана фаворитом в области сценического бизнеса и продакшна. Мы напрямую контактируем с продакшн-структурами западных артистов, которые сами договариваются с нами об участии в проекте. Конечно, тут играет свою роль и тот факт, что мы ко всему прочему являемся дистрибьюторами двух крупных европейских компаний Layher и Prolyte Products, производителей сценических конструкций и технологий. Кроме этого, JSA получила международное признание, после того как с 2000 по 2003 годы в компании работал промоутерский отдел, который самостоятельно организовал и проводил различные концерты молодых и известных западных артистов и коллективов. Благодаря этому нас узнали на западном рынке и стали приглашать принять участие в западных проектах.
MB: Что это за проекты?
АС: Например, постановка большой сцены на финском фестивале Ruisrock, где хэдлайнерами выступали RAMMSTEIN и HIM. Собственно, благодаря им это и произошло, потому как никто в этом Балтийском регионе не смог поставить большую сцену прочной конструкции, которая им требовалась. А у нас таких сцен было пять. Также в этом году мы получили прямой заказ на постановку фестивальной сцены в Таллинне на единственный в Восточной Европе концерте METALLICA.
MB: Почему именно вас пригласили на концерт METALLICA?
АС: METALLICA - группа высшего класса. Музыканты, их менеджмент - профессионалы высокого уровня... Проводя где-либо концерт, они должны быть уверены, что продакшн будет сделан на должном уровне. Приглашая нас, люди понимали, что российская компания будет работать так, как это принято в остальном мире. Тем более что наш подход к работе существенно отличается от того, как привыкли работать на Западе. Мы используем своё сценическое оборудование так, как не использует ни одна другая компания. Это признают даже сами компании-производители. Мы смышлёнее, быстрее; мы готовы охватить гораздо больший объём работы и не ограничиваем свою деятельность только одной узкой специализацией. Так, например, на концерт METALLICA не приехал по какой-то причине продакшн-менеджер. И сотрудникам JSA пришлось вместе с менеджментом группы решать задачи, связанные не только с постановкой сценического шоу, но и заниматься продакшном концерта. Мы это делали в чужой стране. Но так как у нашей компании во многих странах, в том числе – в Эстонии, есть свои партнёры, мы могли решать многие проблемы одним звонком. Не каждая западная компания на такое способна. И наши заказчики это видели. Ведь для западного менталитета важно не то, как точно по чертежам ты построишь сцену, важно то, как быстро ты реагируешь на непредвиденные обстоятельства. Вот ещё один пример. На концерт Роджера Уотерса (Roger Waters), которой проходил на Васильевском спуске, не приехал видеоинженер, и тогда за пульт сел наш сотрудник, который с блеском справился с поставленной задачей. Наши сотрудники обладают не только знанием, как построить сцену, они знают, как работать со световым, звуковым и видеооборудованием, что позволяет нам решать разные задачи. Поэтому мы не являемся просто прокатной сценической компанией, а занимаемся производством шоу. Ведь сценическая площадка приезжает первой, уезжает последней, и поэтому есть смысл взять на себя гораздо больше функций, чем просто сдавать оборудование в аренду.
MB: Как удалось накопить такой богатый опыт работы в стране, где шоу-индустрия развита ещё достаточно слабо?
АС: Каждый концерт - это общение с продакшн-структорой и менеджментом артиста. А так как проектов с каждым годом становится всё больше, то, соответственно, и больше людей знают о нашей компании. К примеру, когда мы выехали на переговоры в Финляндию по поводу рок-фестиваля Ruisrock, организаторы уже получили рекомендации от агентов западных артистов, которые работали с нами в России, и чётко понимали, с кем они будут работать.
MB: Сейчас вообще наблюдается любопытная тенденция: многие компании, которые раньше специализировались на одном направлении, например звуке, теперь предоставляют весь комплекс услуг. На ваш взгляд, почему так происходит?
АС: Для того чтобы успешно развиваться, невозможно только сдавать оборудование в аренду. По крайней мере, сейчас. Это происходит отчасти потому, что на фоне развития индустрии корпоративных вечеринок, каких-то локальных праздников, компания, которая, к примеру, в основном занимается светом, понимает: чтобы установить некий подиум, с которым просит помочь клиент, выгоднее иметь его в собственном парке, нежели нанимать дополнительную компанию. Хотя возможно лет через пять, когда весь бизнес будет структурирован, появится смысл заниматься каким-либо одним направлением.
MB: Я хочу вернуться к вашей промоутерской деятельности. Почему вы всё-таки решили больше не заниматься привозом артистов?
АС: Созданный промоутерский отдел выполнял несколько функций. Во-первых, это промоушн компании на внутреннем рынке. Благодаря этому все - потенциальные заказчики и СМИ - узнали, что есть такая компания, которая может прийти и сделать любое шоу. Это был мощный пиар. Во-вторых, мы заявили о себе на международном рынке. Третья функция заключалась в том, чтобы полностью изучить и пройти весь цикл производства проекта; быть грамотным, опытным и разговаривать с организаторами концертов на одном языке. Несмотря на то что сейчас промоутерской деятельностью мы не занимаемся, нам есть чем гордиться. Мы сделали один из лучших концертов DEEP PURPLE в «Лужниках», впервые привезли в страну Элиса Купера (Alice Cooper) и Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) c проектом BLACKMORE'S NIGHT. Причём мы не только привезли Блэкмора в Россию, но и убедили его выступать не на три тысячи человек, как он планировал, а на 8-тысячном зале в «Лужниках», где был полный аншлаг. Хотя, конечно, некоторые несколько разочаровались. Ведь все пришли в надежде послушать старые хиты, а Ричи исполнил только программу BLACKMORE'S NIGHT. Но во время своего второго приезда в Москву в МДМ он всё-таки сыграл «Smoke On The Water». И как мне потом сказали, это было шестой раз в истории. Обычно он никогда не играет на концертах репертуар DEEP PURPLE. Это был определённый знак со стороны артиста к публике и к нам как к организаторам.
MB: Работа с каким артистом больше всего запомнилась?
АС: Каждый артист по-своему интересен. Из легенд Элис Купер произвёл на меня впечатление. Хотя я его музыку толком не слушал, но как человек он мне очень симпатичен. Большим уважением проникся к Ричи Блэкмору; среди молодых – ребята из MUSE и солистка GUANO APES Сандра Насич (Sandra Nasic).
MB: Насколько отличаются требования зарубежных и российских артистов?
АС: У западного артиста вменяемые, рассчитанные и продуманные требования. В случае с нашими артистами многое решается в процессе. Культура производства не так велика, у нас всё только развивается, и профессионализма, конечно, не хватает. Но это вопрос времени, и я не вижу особой проблемы. Ведь на Западе эта индустрия складывалась десятилетиями, там работают люди, которые делали шоу Фрэнка Синатры (Frank Sinatra). Понимаете, какой у них опыт!
MB: Вся ваша работа так или иначе связана с музыкой. Зачастую люди, которые работают в шоу-бизнесе, как ни парадоксально, с течением времени перестают слушать музыку. Лично для вас музыка так и осталась хобби, или стала бизнесом?
АС: Конечно, я меломан; воспитывался по большей части на рок-н-ролльной музыке. Хотя слушаю и классику, и джаз, люблю хорошую попсовую музыку. Например, MODERN TALKING или U2 в машине я могу слушать всегда. Хотя должен признаться, что на сегодняшний день слушаю меньше. Может потому, что когда мы занимались концертной деятельностью, я слушал много радио, чтобы понять, какие артисты на данный момент актуальны. Сейчас я больше интересуюсь видеоконцертами. Вот недавно купил «Pulse» PINK FLOYD, и то по большей части чтобы посмотреть, как делается шоу; чтобы подготовиться к московскому концерту Уотерса.
MB: Вы говорите, что находите новые способы и варианты, как использовать то или иное сценическое оборудование, у вас есть свои наработки, новации. Производители как-то учитывают ваши «ноу-хау» при разработке своих будущих моделей? Или, может, вам пора сами наладить производство сценических технологий?
АС: Отличный вопрос! Я горжусь, что моя компания вносит вклад в развитие сценического бизнеса. Но каждый должен заниматься своим делом, поэтому о производстве пока речи быть не может. Но могу сказать, что когда мы были приглашены нашими немецкими партнёрами на съезд продавцов их продукции и выступали с докладом о том, как применять конструкции Layher на практики, то продемонстрировали нестандартный подход к работе, который никто не использовал именно так в области шоу-бизнеса. Например, я придумал сцену под названием Camel, которая лет пять в нашей стране была самой популярной, а за границей не понимали, как это можно сделать. Тогда это было «ноу-хау». И после нашей презентации на съезде, финны, выступившие перед нами, подошли и сказали: «Александр, мы поняли, что занимаемся не тем бизнесом». Никто и никогда не применял оборудование так, как это делаем мы. По-моему, это наилучшая похвала нашей работе.
Текст: Анастасия БАХМЕТЬЕВА. Журнал "MusicBox".